ОНОМАСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В ПРОИЗВЕДЕНИИ РАБГУЗИ «КЫСАС АЛЬ-АНБИЯ» (ПО МОТИВАМ ПОВЕСТИ «АДАМ И ЕВА»)
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.4-15Ключевые слова:
ангел, спутник, рассказ, шарият, шейх, тюркская мифология, ономастикаАннотация
В статье рассмотрено ономастическое пространство в произведении Рабгузи «Кисас аль-Анбия», этнолингвистический характер встречающихся в повести ономастических имён. При использовании ономастических имен и определении функции ономастических имен с целью передачи информации в рассказе учитывались авторская мысль и права автора в рассказе.
Система имен в ономастическом пространстве казахского и тюркского народов в их нынешнем виде является продуктом многовековой коллективной мысли народов и племен, живших в каждый исторический период, общим духовным творением в культурном смысле. Ономастические имена, встречающиеся в реликвии Рабгузи «Кысас аль-Анбия», определяют реалии быта, историю, опыт, хозяйственную культуру и мировоззрение, традиции и верования языкового сообщества того времени. В этом прозаическом рассказе язык и история, культурные ценности, религиозные и личные взгляды тюрков представлены через знание автора. Ономастическое пространство в произведении Рабгузи «Кисас аль-Анбия» характеризуется этнолингвистическим характером.
В рассказе встречаются имена шейхов, проповедовавших мусульманской общине ислам, имена героев произведения, халифов, пророков, святых и сподвижников, ангелов, их прозвища и производные имена. Поэтому он дает сведения о широком распространении личных имен даже в ту эпоху. Этнографические и исторические данные позволяют определить современное состояние ономастики, поэтому их изучение не потеряло своей актуальности. В языкознании возрастает актуальность изучения языка рассказа в произведениях Рабгузи, особенно его ономастики.
Необходимость изучения ономастики повести «Адам и Ева» определяется сохранением в памятнике утраченных в языке архаизмов. В результате изучения статьи мы обратили внимание на широкий размах онимов в рассказе и на то, что ономастические имена являются языковыми символами, готовыми выразить любое понятие, относящееся к данной среде. Анализ ономастического пространства языка письменных памятников Средневековья полезен для всего тюркского языкознания. Числовые существительные, антропонимическая и топонимическая терминология, фитонимическая и теонимическая лексика и др., встречающиеся в рассказе, свидетельствуют о существовании взаимно сходных процессов между казахским и турецким языками. Поэтому для нас очень важно понять суть этой работы.