Проблемы созвучия и отличия фэнтези от мифа, сказки, фантастики

Авторы

  • А.А. Демесинова Кокшетауский университет имени Ш.Уалиханова, Кокшетау, Казахстан https://orcid.org/0009-0008-2859-4628
  • Г.К. Кажибаева Кокшетауский университет имени Ш.Уалиханова, Кокшетау, Казахстан

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.4-13

Ключевые слова:

фэнтези, мифология, сказка, фантастика, мистика, жанр, неомиф, дефиниций

Аннотация

В статье рассматривается его созвучие и различие с мифом, сказкой и фантастикой
в процессе изучения жанра фэнтези, ставшего феноменом современности в мировой и казахской
литературе. Автор остановился на четырех основных взглядах на фэнтези в современном мировом
литературоведении. Первое из них состоит в том, что фэнтези не признается самостоятельным
жанром литературы, а рассматривается только как ветвь жанра фантастики. Об этом свидетельствует
широкое распространение в современной литературе и массовой культуре произведений, написанных
в направлении фантастического фэнтези и снятых художественных и анимационных фильмов. Вторая
группа взглядов на фэнтези считает фэнтези волшебной сказкой. Даже, сам Дж.Р. Р. Толкин, впервые
написавший свои произведения в жанре фэнтези, получившие всемирное признание, публиковал свои
произведения под заголовком «волшебная сказка», пока термин фэнтези не был введен в научный
оборот. Мы знаем, что Т. Рымжанов, впервые написавший книги в жанре фэнтези в казахской
литературе, в 80-90-е годы прошлого века выпустил свои произведения под названием сказка-повесть,
сказка-былинка, сказка. Третья группа исследователей жанра фэнтези считает, что его основа лежит в
мифологии. В основе фэнтези заложен «неомиф», возникший в результате мифологического мышления
и воображения автора в тесной связи с древними мифами. Автор приходит к выводу, что из четырех
точек зрения именно эта точка зрения больше раскрывает генезис и литературное содержание фэнтези.
А четвертый взгляд на становление фэнтези руководствуется утверждением, что известный польский
футуролог и писатель С. С. Лем и его сторонники исходили из особенностей литературы «ужасов»,
сложившейся на основе компьютерных игр, появившихся в 90-х годах прошлого века. Но надо отметить,
что очень мало сторонников этой точки зрения. Автору статьи удалось дать свое, авторское определение
фэнтези, проанализировав мнения сторонников этих четырех взглядов на жанр фэнтези. В научной
статье рассмотрены проблемы взаимосвязи и отличия фэнтезийных произведений от мифологии,
сказки и фантастики. Проведён анализ определений и толкований ученых литературоведов по данной
проблематике. Предложено авторское определение жанра фэнтези на основе сравнительного анализа
различных литературных жанров. Сформирована сравнительная таблица взаимосвязи и особенностей
мифологии, фольклорной и литературной сказки, научной фантастики, а также жанра фэнтези. Сделан
вывод о том, что фэнтези является синкретным, динамическим метажанром, объеденяющим литературу,
философию, культурологию, педагогику, психологию, киноиндустрию, анимационные фильмы,
компьютерные игры, сферу развлечений и другие направления.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2023-12-20

Как цитировать

Демесинова, А., & Кажибаева, Г. (2023). Проблемы созвучия и отличия фэнтези от мифа, сказки, фантастики. Keruen, 81(4), 161–173. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.4-13

Выпуск

Раздел

Статьи