СООТВЕТСТВИЕ МИФО-МИФОПОЭТИЧЕСКИМ МОДЕЛЯМ В СТИХАХ ЖАМБЫЛА ДЖАБАЕВА С ДРУГИМИ ТЮРКСКИМИ МИФАМИ
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.1-20Ключевые слова:
миф, мифопоэтика, поэма, эпос, жеруйық, мотив, сказительАннотация
Жамбыл Жабаев – великая личность, продолжившая казахскую духовность в пространстве человеческого разума. В казахском литературоведении творчество Жамбыла изучено обширно, хотя его произведения издавались в разных периодах в виде сборников, но в научном плане еще не достаточно изучены. Предметом исследования в статье является проблема созвучия мифических, мифопоэтических образцов из анализируемых поэм великого жырау «Сураншы батыр», «Отеген батыр» с древнетюркскими мифами. Поэтому, специально рассматривая мифопоэтическую сущность мифических понятий в эпосах «Сураншы батыр», «Отеген батыр», «Коруглы», было установлено, что великий жырау в прославлении образа героев, ставших курганами страны, переплетается с мифическими созидательными личностями, восходящими к древним временам. В статье прослеживается древнейшее мифическое значение специфики в туземце Отеген батыра с мотивом «особого рождения», акцентируется внимание на его отличии от европейских познаний. Поиск места «Жерұйық» в истории поиска комфортного места для своих собратьев-защитников страны рассматривается в преемственности с «мотивом поиска Жерұйық» Асанкайгы и условиями общественно-социального развития казахов. Проводится научный анализ художественного значения, семантики древнейших мифических образов и мифопоэтических измерений в изображении реальной исторической личности. Анализируется значение мифических понятий в понятии «змея-тотем» и художественный характер в создании образа при встрече героя Отегена с драконом, спасении дракона от обручей змей. Также научно всесторонне рассматривается связь мотива «родиться в могиле» в эпосе «Коруглы» с такими мифическими понятиями, как бессмертие древней современной души, водоворот двух миров, своеобразное рождение героя. Впервые были сформулированы научные исследования о характере образа Гайыперена в тюркском, исламском познании из ряда мифических образов, помогающих герою. Благодаря поэтическому, певческому таланту Жамбыла Жабаева, который прожил два столетия, самобытность древнетюркской эпической традиции определяет его личность как продолжателя с древнейших времен до более поздних времен. Также был проанализирован древний верующий характер метафор и замен в языковом использовании.