ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ «ПУТЬ АБАЯ» М.О. АУЭЗОВА
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.1-04Ключевые слова:
исторический факт, художественная реальность, архивные материалы, архивные факты, роман-эпопея.Аннотация
Аннотация. В статье рассматриваются основные моменты из жизни русских друзей поэта в романе-эпопее «Путь Абая» великого художника Мухтара Ауэзова, которые вошли в литературу и создали основу художественной реальности.
Проведен научно-теоретический анализ исследования известного историка, литературоведа Л. Ауэзовой «Проблемы истории Казахстана в творчестве М.О. Ауэзова», в которой автор использовала сравнительный метод в изучении исторических фактов и архивных материалов о русских друзьях Абая и впервые вела их в научный оборот казахской литературоведческой науки. Архивные документы в монографии Л. Ауэзовой и литературные факты о русских друзьях поэта в романе М. Ауэзова «Путь Абая» сопоставлены и проанализированы на основе исторических событий. Выявлены факты владения Абаем русским языком и европейской культурой, на что оказали влияние русские друзья –политические ссыльные в Семипалатинске (Семей). Большую роль сыграла в этом Семипалатинская библиотека, где собраны лучшие труды по истории, философии в мировом духовном пространстве, русская и западноевропейская литература, периодическая печать. В статье рассматривается вклад близкого друга Абая – Евгения Петровича Михаэлиса, годы его службы первым секретарем статистического комитета. С современной точки зрения были проанализированы и интерпретированы его фундаментальные работы, направленные на сбор и изучение национальных ценностей, древних реликвий среди населения, преобразование данного коллектива в первое научное учреждение города. Проведен научный анализ исторических данных о том, что открытие музея в 1883 году на основе экспонатов, собранных Е.П. Михаэлисом, стало большим культурным событием в жизни казахского народа. Ценно что статистическим комитетом г. Семипалатинска с помощью политических ссыльных была проведена работа по изучению культурной жизни, географии, истории, экономики и этнографии края, что способствовало духовному пробуждению местного населения. В 70-80-е годы ХІХ века в городе были сосредоточены представители русской интеллигенции, революционной интеллигенции, политические заключенные, многие из которых тесно общались с Абаем. Эти и другие факты, художественная реальность в романе М. Ауэзова «Путь Абая» и исторические данные исследования Л. Ауэзовой «Проблемы истории Казахстана в трудах М.О. Ауэзова» сопоставлены, проведена научно-разъяснительная работа. С помощью методов герменевтического анализа объясняется, что трагедия в судьбе русского народа – это общая трагедия для всех других народов, и они стремились разъяснить данное мнение представителям других национальностей – таким открытым, образованным людям как Абай.
Имена русских писателей А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, М.Салтыкова-Щедрина, Ф.Достоевской, Н.Чернышевского и других пропагандирующих общечеловеческие ценности, часто встречаются произведениях М. Ауэзова, посвященных жизни Абая. В романе «Путь Абая» исторические реалии дополняются и интегрируются в художественную действительность с учетом психофизиологических качеств персонажей, их речи, мышления. Изучение исторических фактов в романе-эпопее М. Ауэзова и в теоретических трудах по абаеведению М.О. Ауэзова и Л.М. Ауэзовой подтверждают важность внимательного прочтения и изучения истории как фундамента художественной литературы.