ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ИЗУЧЕНИИ КАЗАХСКОГО ДОМБРОВОГО ИСКУССТВА

Авторы

  • Ainur Kaztuganova Институт литературы и искусства им.М.О.Ауэзова

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.1-23

Ключевые слова:

инновационные исследования, искусство кюйя, импровизация, система категорий, выводы ученых.

Аннотация

В статье характеризуются труды зарубежных и отечественных ученых в сфере музыковедения, посвященные традициям импровизации, в частности, домбрового искусства, анализируются актуальные проблемы научных изысканий, выявляется новизна методов анализа и основных выводов. Цель исследования – решение теоретических вопросов музыки, представление новаторской системы через конкретизацию методов и приемов, использованных в осмыслении специфики произведений, выбранных в качестве объектов в рамках разрабатываемых проблем.

Представлены новые методы из научных трудов ведущих представителей искусствоведения по проблемам инновационного музыковедения. Полученные гипотезы подтвердились, собранные материалы систематизированы.

Практика изучения искусства песни, кюйя, жыра, составляющих основу казахской традиционной музыки, в связи с монодическими культурами нашла отражение в трудах отечественных исследователей. Так, А.И.Мухамбетова, акцентируя вопросы, восходящие к природе казахского кюйя, анализирует в структуре шашмакома и кюйя особенности соотношения подразделов (вокальных, инструментальных), фиксирует общность ритмических единиц, сравнивает отдельные термины, Л.Я.Копбаева, отмечая соответствие понятия «макам» ладовой и жанровой сферам, показывает зависимость жанрового обозначения в кюйе от ладового строения, Р.Т.Несипбай, основываясь на трудах ученых, исследовавших теоретические основы монодии (Ю.Плахов, С.Галицкая, Т.Джани-Заде, Т.Осина, Л.Халтаева и др.), изучает структуру и композицию кюйя в контексте бурдонного многоголосия и восточной монодии.

Поскольку казахское музыкальное искусство базируется на традициях импровизации, в основу изучения избраны из казахских кюйев одноименные произведения и вопросы систематизации в художественной культуре.

Подчеркнуто, что, представив в изучении макома как основного жанра монодической культуры систематизацию внутренних факторов, Т.Б. Гафурбеков по сути открывает новые возможности для решения сложных, порождающих дискуссии, проблем, в частности, в определении сути «жанра». Специфика «тройного фактора», отраженная в его теоретической концепции, привела к новой постановке проблем и систематизации категорий, определяемых имманентной природой искусства казахского кюйя.

При классификации (исходя из внутренних параметров) учтена специфика импровизационного искусства и линия развития исполнительских традиций в творчестве кюйши. В результате была определена значимость таких характеристик казахских кюйев, как цикличность, вариантность, ситуативность и региональность. Предложенная система позволяет решить проблемы, которые относятся к категориям «жанр» и «стиль», задействованным в изучении казахских кюйев.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2022-03-15

Как цитировать

Kaztuganova, A. (2022). ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ИЗУЧЕНИИ КАЗАХСКОГО ДОМБРОВОГО ИСКУССТВА. Keruen, 74(1), 295–306. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.1-23

Выпуск

Раздел

Статьи