ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСМЕДИАЛЬНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА КАЗАХСТАНА

Авторы

  • С.Д. Абишева Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан
  • М.М. Хавайдарова Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан
  • M.Б. Молдагали Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0001-8494-1497

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.3-03

Ключевые слова:

образ Казахстана, мировая литература, популяризация, системные исследования

Аннотация

В статье предлагаются новые подходы к проблеме исследования художественно-эстетической категории «своего в чужом» на примере образа Казахстана в мировой культуре. Обращение к таким видам искусства, как литература, живопись, музыка, кино, театр, инфографика и мн.др. способствует расширению представлений и знаний о Казахстане в мире.  Актуализируется набирающий силу в казахстанском литературоведении термин «казахстанский текст», под которым понимается уникальный комплекс, отражающий концепты казахского самосознания в виде идей, тем, образов, мотивов, средств художественной выразительности, стилистики и дискурса в зарубежной литературе. Авторы статьи наряду с понятием «казахстанский текст» вводят абсолютно новый термин «казахстанский след». Важным аспектом исследования является интеркультурная герменевтика, актуальная для казахстанского литературоведения. Данное исследование обусловлено необходимостью изучения узнаваемости образа Казахстана в мировом художественно-культурном пространстве. Сбор и систематизация фактов присутствия «казахстанского текста» позволят выявить факторы и тенденции распространения казахстанских культурных кодов в глобальном пространстве. В статье исследуется репрезентация образа Казахстана в мировой литературе XX–XXI вв., акцентируя внимание на произведениях, созданных на иностранных языках. Научная значимость работы заключается в восполнении недостатка исследований по теме «казахстанского текста» в мировой литературе последних двух столетий, что способствует усилению присутствия и узнаваемости казахстанской культуры на международной арене. Методология исследования включает социологический, интеркультурный, историко-функциональный и интермедиальный анализы. Выводы подчеркивают необходимость дальнейшего исследования и популяризации казахстанского культурного фонда через литературу, что расширяет знания о Казахстане и способствует укреплению культурных связей.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2024-09-25

Как цитировать

Абишева, С., Хавайдарова, М., & Молдагали M. (2024). ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСМЕДИАЛЬНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА КАЗАХСТАНА . Keruen, 84(3), 40–48. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.3-03

Выпуск

Раздел

Статьи