ГОРОДСКИЕ ТОПОСЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ АВТОРСКОГО МИРООЩУЩЕНИЯ

Авторы

  • Елена Шмакова Казахский национальный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.1-17

Ключевые слова:

қалалық мәтін, Алматы мәтіні, урбанистік топосалар, автордың дүниетанымы, қалалық мәтін модельдері.

Аннотация

Настоящая статья посвящена анализу городских топосов и авторских мироощущений, которые они отражают.  Предпринятое исследование основывается на семиотическом подходе к таким понятиям как текст, городской текст, город как текст. Раскрывается понятие «городского текста», проводится обзор научных источников, отражающих проблему эволюции данного теоретического понятия. Основной точкой опоры в настоящем исследовании становятся результаты научных изысканий казахстанских ученых-филологов, посвященных проблеме городского текста и, в частности, «алматинского текста». В процессе обзора научных исследований казахстанских учёных вычленяются культурные, философские, литературоведческие доминанты, формирующие и раскрывающие суть феномена «алматинского текста». Анализируются тексты современной русскоязычной прозы Казахстана, объединенные структурно и семантически в систему «алматинского текста», и урбанистические топосы, маркирующие данную систему. Исследуются вариативности моделей городского текста, базирующихся на авторском отношении к изображаемому. В исследовании представлена интерпретация авторских мироощущений, основанных на теоретических выкладках казахстанских и зарубежных ученых, исследующих понятие городского текста в рамках семиотического, структуралистского и психоаналитического подходов. Выявляются сходства и различия в отношении авторов к изображаемым урбанистическим топосам, сопряженным с теми или иными историческими реалиями, на которые проецируются авторские мироощущения. Урбанистические топосы и урбанистические знаки, маркирующие авторские модели городского текста, позиционируются автором научной статьи как ключевые элементы в структуре городского текста, в частности, текста «алматинского». Актуальность статьи обусловлена комплексным подходом к проблеме городского, «алматинского» текстов, строящихся по особым авторским моделям и отражающим индивидуальный авторский стиль и мировосприятие, а так же отсутствием специальных научных изысканий, посвященных моделям городских текстов, отражающих авторское мироощущение в пределах современной казахстанской прозы. На проверку выносится гипотеза о том, что формирование тех или иных моделей городских текстов основано на отношении автора к определенным урбанистическим знакам, топосам, культурным кодам. В ходе исследования поднимается актуальная проблема гендерных различий в мировоззрении и мироощущении авторов, влияющих на творческую манеру письма и, соответственно, на формирование авторского мироощущения, отношение к окружающим реалиям. Фокусируется внимание на контрасте в восприятии исторических реалий у разных авторов вследствие гендерных различий: феминистская манера письма у Л. Калаус; солипсизм и скептицизм в творческом восприятии И. Одегова.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2022-03-15

Как цитировать

Шмакова, Е. (2022). ГОРОДСКИЕ ТОПОСЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ АВТОРСКОГО МИРООЩУЩЕНИЯ. Keruen, 74(1), 218–227. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.1-17

Выпуск

Раздел

Статьи