Экпрессивная функция интертекста в философской прозе (по роману «След птицы в небе» Б.Момышулы)
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.2-13Аннотация
В статье рассматривается экспрессивная деятельность интертекста в философской прозе. Актуальность работы обусловлена отсутствием специального научного исследования, посвященного экспрессивной деятельности интертекста. Объектом исследования стал философский роман Бакытжана Момышулы "След птицы в небе". Интертекстуальные элементы связывают текст с другими текстами функционального стиля. В связи с этим интертекстуальные элементы встречаются в художественном тексте в различных типологиях и выполняют различную функцию.
Выразительность означает усиление содержания данного текста, систематизацию определенной информации, привлечение к ней внимания. Реализация экспрессивной функции интертекста возможна только при подключении интертекста к процессу коммуникации, т. е. к процессу коммуникации. Выразительность, по мнению многих исследователей, состоит в комплексном понимании, основные компоненты которого выражают друг друга и взаимодействуют в языке. К ним относятся эмоциональность, интенсивность, образность, оценочность.
Художественный текст особенно характеризуется выразительностью как средство создания художественных образов. Художественный образ-основа художественного текста. В философских романах он находит отражение в виде эмоций, чувств, состояний сознания, соединяя действительность и вымысел через воображение писателя. Обладая художественно-эстетическими качествами, язык художественной литературы обращается к определенной системе средств словесной и художественной выразительности. Художественная речь имеет свои языковые особенности. Выразительность способствует созданию новых средств передачи мыслей и чувств говорящего. Философский текст воздействует на читателя эмоционально и эстетически, сообщая определенную информацию.
Различие между понятиями выразительность, эмоциональность позволило уточнить ряд положений, касающихся экспрессивной семантики. Работе Е. М. Галкиной-Федорук, Л. Е. Михайловой посвящено соотношение понятий выразительность, эмоциональность. По их мнению, категория эмоциональности подразделяется на несколько типов: экспрессивность-эмоциональность-оценочная (эмоциональная); слова, определяющие моральную оценку (достойную, честную), относятся к единицам эмоциональной оценки как к экспрессивной. Позиция автора: даже без экспрессивности эти единицы не могут быть эмоционально-оценочными. Хотя многие лингвисты изучили теоретические основы языковой экспрессии в художественной литературе и ее практическое применение, именно экспрессивная функция интертекста в художественных произведениях еще недостаточно изучена.