ИЗОБРАЖЕНИЕ ОБЩЕСТВА В КОМЕДИИ ЕЛЕН АЛИМЖАНА «ТАҚТАЛАС» (ПРОБЛЕМА ТРАЙБАЛИЗМА)
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2025.1-17Ключевые слова:
драматургия, жанр комедии, персонажи, тема и идея, борьба, событиеАннотация
В статье исследована особенность творчества драматургов в период независимости – их стремление соответствать требованиям времени, к новизне. Один из них - представитель ярко вошедшего в литературу и театральное искусство поколения 70-х прошлого столетия, писатель-драматург Елен Алимжан. В его произведениях с наибольшей правдивостью изображаются не только различия старого и нового, но и острый конфликт и борьба между ними. Это правдиво показано в его пьесе «Тақталас» («Борьба за трон»), в комедии, где поднимается очень актуальная тема и как бы закрытый до сих пор пласт проблем. И это, на наш взгляд, драматургия другого уровня и соответственно давший импульс сцене. Именно в этой комедии поднимается проблема трайбализма, к сожалению, ставшего частью жизни социума и общества.
До обретения независимости затронуть тему трайбализма у писателей не было возможности. Даже, если эта тема затрагивалась в драматических произведениях прошлых эпох, то это изображалось лишь на уровне социально-бытовых споров между родами. В первые годы независимасти пьеса «Тақталас» Е.Алимжана стала первой комедией в казахской драматургий, открыто поднимавший тему трайбализма в социально-политическом аспекте. выводя ее с уровня быта, семьи и анти-традиций. В этой социально-политической сатире показано, что трайбализм настолько глубоко укоренилось в обществе, что начал эрозировать даже на уровне государственного управления. В научной статье анализируются композиционный строй пьесы «Тақталас» Е.Алимжана, правдивость сцен в каждой части, особенности мастерства драматурга. Акцент сделан на основной идее пьесы, подробно рассмотрены все персонажи. Теоретически обоснованы особенности жанра комедии в казахской драматургии, в том числе диапазон поднятой темы Е.Алимжаном и ее художественное решение.