ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ТРИГГЕР ВИЗУАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ КАЗАХСТАНА

Авторы

  • Б.А. Нурбосынова Казахская национальная академия хореографии, Астана, Казахстан
  • Ж.Ж. Толысбаева Казахская национальная академия хореографии, Астана, Казахстан
  • Г.Ю. Саитова Казахская национальная академия хореографии, Астана, Казахстан

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.4-11

Ключевые слова:

визуальная коммуникация, цифровизация, цифровое искусство, цифровая живопись, мультимедийное искусство, коммуникация, художественная образность, поэзия, эксперимент

Аннотация

В предлагаемой статье изучается явление визуализации поэтических текстов
казахстанских авторов как один из результатов воздействия культуры цифровизации. К такой визуализации
проявляют интерес поэты, работающие в режиме постоянного художественного эксперимента
и на высоком уровне владеющие компьютерными технологиями, как минимум. в приложениях
графического дизайна. В статье анализируются литературные события в истории независимого
Казахстана, обозначившие интерес к визуализации. В основу исследования положены методы
историко-диахронического, проблемного, сравнительно-сопоставительного, междисциплинарного
анализа художественных текстов. В статье обозначена проблема терминологического определения
визуальной цифровой поэзии. Уточнено явление, на которое обращает внимание автор: под визуальной
цифровой поэзией предлагается наблюдать бинарные контексты, один из которых имеет цифровое
происхождение (компьютерная графика, монтаж, видеомонтаж и др.), другой – словесное, и оба
текста принадлежат руке одного автора. Выборочный проблемный художественный анализ отдельных
произведений обосновывает вывод о том, что визуальный и текстовый контекст продуцирует,
вводит в цикличное взаимодействие первоначально обозначенные художественные образы и таким
образом одновременно вносит элемент парадоксальности и в то же время закругляет существование
двух отдельных текстов-искусств в одном образе-переживании, образе-мысли, позволяя вложить
в поэтическое послание больше информации, чем в один текст. Важным результатом исследования
является сравнение визуальной поэзии американских и казахстанских авторов, которое дает основание
увидеть разницу и тождество интересов экспериментирующих поэтов. При разнице интересов к видам
формотворчества поэты, обращенные к визуально-графическому эксперименту, работают на усиление
коммуникативных стратегий, но используют возможности не одного, а нескольких текстов искусства.
Интересно, что цифровые технологии в отечественной визуальной поэзии используются не в целях
ускорения коммуникации, а для качественного оформления художественного образа. Значимость
и ценность работы заключается в исследовании влияния цифровой культуры на сознание поэта, на
идентификацию казахстанской культуры в пространстве мировой литературы. Результаты работы могут
быть использованы как материал для изучения процессов, происходящих в искусстве в цифровую эпоху,
а также на курсах по теории и поэтике литературы.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2024-12-25

Как цитировать

Нурбосынова, Б., Толысбаева, Ж., & Саитова, Г. (2024). ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ТРИГГЕР ВИЗУАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ КАЗАХСТАНА. Keruen, 85(4), 142–156. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.4-11

Выпуск

Раздел

Статьи