АКТАНТНАЯ СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.4-06Ключевые слова:
текст, актант, субъект, объект, адресант, адресат, протагонист, антагонистАннотация
В данной статье рассматривается структура текста в аспекте субъектов изображения. Согласно теоретическим заключениям субъекты художественного произведения определяют актантную структуру текста. Термин «актант» обозначает исполнителя акта в художественном произведении. Известно, что персонажи, выполняющие функцию субъектов изображения, создают динамику сюжета текста. Можно наблюдать, как понятие «персонаж», получившее широкое применение в литературоведении, заменяется в теоретических трудах различными терминологическими обозначениями. Среди них именно термин «актант», достигнув степени обобщающего наименования, характеризующего структуру текста, дополнил исследовательскую парадигму.
Если с синтаксической точки зрения слово «актант» характеризуется как предикат, то в литературоведении оно вбирает в себя понятия, обозначаемые терминами «герой», «персонаж», «образ», «субъект//объект», «адресант//адресат», «помощник//противник». Теоретически разъясняется, что основной смысл актантной функции заключается в том, что она является движущей силой развития сюжета, событий. Заключения о том, что фиксирование типологии субъектов в виде моделей актантов, позволяют раскрыть новые грани природы текста.
В сложившемся понимании обозначение понятия «персонаж» словом «актант» достигло уровня, определяющего субъектов единого текста в качестве актантной структуры.
Функция актантной структуры в тексте, способы ее представления рассматриваются во взаимосвязи с понятиями «герой», «персонаж», «персоносфера», теоретически обосновывается важная роль субъектов изображения.