К ВОПРОСУ КЛАССИФИКАЦИИ ОРГАНОВ КАЗАХСТАНА
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.2-24Ключевые слова:
Органное искусство Казахстана, органостроение, классификация, типы трактурыАннотация
Органной культуре Казахстана более 55 лет. Помимо изучения композиторского творчества и исполнительского вектора, в развитии органного искусства значительную роль играет органостроение. Внутренняя конструкция, способ появления звука, информация о количестве и качестве регистров, составляющих диспозицию конкретных органов, являются неотъемлемой частью в постижении отечественного органного наследия. В Казахстане на данный момент насчитывается 16 инструментов, различающихся по размеру, эндогенному устройству, способу передачи импульса от клавиш до появления звука и прикладному значению. При более углубленном рассмотрении органов республики возник вопрос их систематизации, что стало целью предпринятого исследования. Специальные работы, посвященные избранной проблеме, в отечественном музыкознании отсутствуют, что обуславливает актуальность данной статьи. При разработке данной темы привлечены исторический, сравнительный и аналитический методы исследования, позволяющие глубоко проанализировать каждый из существующих органов и классифицировать их, стремясь всесторонне раскрыть проблематику вопроса. При изучении широкого спектра исследуемого материала, было выявлено, что существующие инструменты целесообразно дифференцировать на пять групп, используя в качестве критерия – деление по типам трактуры. Таким образом, все органы Казахстана можно условно разделить на инструменты с механической, пневматической, электрической и смешанной (комбинированной) трактурами, определив в отдельную группу электронные органы, не имеющие труб. Настоящая работа может дополнить труды в области органостроения. Статья имеет практическое значение и направлена на обеспечение высокого качества исполнительской культуры музыканта, которое весьма востребовано в профессиональной деятельности органного класса.