Повесть в русской и казахской прозе
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.4-06Ключевые слова:
русская повесть, определение жанра, казахская литература, взаимодействиеАннотация
Статья посвящена разностороннему анализу жанра повести в русской и казахской
словесности. Общеизвестно, что повесть является своего рода переходным жанром между романом и
рассказом. Она чутко реагирует на исторические события, которые в ткани повествования отражает
автор. Эстетическая реакция нарратора-повествователя на происходящее важна, как и важна его позиция
по отношению к героям и персонажам. В настоящей статье проведено обобщение опыта изучения
жанра повести в русском и казахском литературоведении. Основное внимание ее авторами уделено
развитию и становлению жанра повести в двух национальных литературах. Вместе с тем затронуты
вопросы определения и идентификации жанра, особенностей его бытования. Повести могут быть
автобиографичны, публицистичны, содержать элементы хроники. Художественные и документальные
повести представлены как в казахской, так и русской литературах ХХ века. В статье цитируются труды,
посвященные рассмотрению жанра повести, и приведены примеры конкретных произведений русской
и казахской прозы, рассматриваемых в рамках реализации жанра. Для повестей второй половины ХХ
века, преимущественно проанализированных авторами статьи, важен идейный контекст, в котором они
были созданы, и нравственная позиция и взгляды самого писателя. Эстетический и аксиологический
критерии оценки повести актуальны и сегодня. В Заключении статьи содержатся выводы по изучению
жанра повести современными литературоведами.