ТВОРЧЕСТВО ЦЭВЭГИЙН БАЙДЫ КАК ВИЗУАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МОНГОЛЬСКОГО ЮМОРА

Авторы

  • Ж.Н. Шайгозова Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0001-8167-7598

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2025.2-17

Ключевые слова:

Цэвэгийн Байды, карикатура, творчество, знак, язык, искусство, Монголия, семиотические аспекты искусства

Аннотация

Карикатура в системе визуального искусства – особый жанр, всегда «острый на язык» и всегда актуальный. Нацеленная на волну комического и сатирического воздействия на аудиторию она представляется визуальной метафорой, способной рельефно отобразить неосознаваемые и пока еще не до конца осмысленные тенденции в умонастроении социума. То есть карикатуру мы рассматриваем в качестве комического знака (составная часть языка визуального искусства), способного порой минимумом средств выразить многие аспекты. Это могут быть самые разные злободневные темы, как правило создающие определенную угрозу будущему самопроизводству той или иной культуры. Как нельзя лучше обозначенное представлено в творчестве монгольского художника и карикатуриста Цэвэгийн Байды. Его творчество привлекает не только великолепным уровнем мастерства, но и отражением более глубоких социокультурных явлений. В нашем фокусе произведения Цэвэгийн Байды, датируемые в основном рубежом 80-90-х годов ХХ века. Этот исторический период для монгольского общества характеризуется как время созревания нового общественно-политического строя, активного национального самоопределения и стремлением к построению демократического государства. Уже не требует доказательств аксиома об искусстве как лакмусовой бумажке, помогающей определить умонастроение, тревоги и чаяния общества, витающие в «воздухе».  Данное ярко показывает карикатура Ц. Байды, который смог осмыслить проблемные зоны монгольской культуры и общества в свойственной этому жанру манере. В результате исследования на примере творчества Байды показано, что карикатура как комический знак – устойчивое семиотическое явление напрямую связано с фиксацией нового комического (объекта, ситуации и т.д.), осмысленного/переосмысленного в контексте национального юмора.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ж.Н. Шайгозова, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан

1

Загрузки

Опубликован

2025-06-25

Как цитировать

Шайгозова, Ж. (2025). ТВОРЧЕСТВО ЦЭВЭГИЙН БАЙДЫ КАК ВИЗУАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МОНГОЛЬСКОГО ЮМОРА. Keruen, 87(2), 222–233. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2025.2-17

Выпуск

Раздел

Статьи

Похожие статьи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.