ОБРАЗ ГОРЫ В РАССКАЗЕ АДОЛЬФА АРЦИШЕВСКОГО «ВЕРШИНА» В АСПЕКТЕ ЭСТЕТИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО КУЛЬТА
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.4-09Ключевые слова:
образ горы, древний культ, рассказ, исповедь, миф, эстетизация, культ горыАннотация
В данной статье анализируется рассказ Адольфа Арцишевского «Вершина», посвященная теме природы. С незапамятных времен гора была заповедным местом, куда люди возносили свои мольбы, исполняя священные ритуалы, но всегда на безопасном расстоянии, зная, что над горами никто властен. Гора – святая обитель добрых или злых божеств, им поклонялись у подножия, но не вторгались в их владения, ритуал разрешал обогнуть горы или идти по склонам, но только не к вершине. Однако в душах героев сочетались благоговение и дерзновение. Они, с одной стороны, были очарованы магией гор и их суровой красотой, а с другой стороны, откликались на влекущий внутренний зов. Они были под властью пенящей смеси страха и упоения – горного экстаза. С этих же древних ритуалов берет начало «культ горы» и обогащает поздние мировые религии. Используя мифологический код, наполняя контекст данного рассказа семантикой «священной горы», А. Арцишевский расширяет и раскрывает образ человека, идущего к вершине судьбы.