Архитектурная практика формирования городских пространств сквозь призму традиционных представлений тюрков (Нурсултан, Казахстан).
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.1-21Ключевые слова:
архитектура столицы, символьные мифологические образы, поверхностная структура, глубинная структура, традиционные пространственные представления тюрков, Нурсултан (Астана).Аннотация
Аннотация. В статье раскрываются архитектурные идеи, эстетика, этика и социальная этика государственной власти с точки зрения проектирования архитектурных пространств г. Нурсултан. Анализируются универсалии традиционной тюркской культуры и современные побудительные импульсы творчества. Выявляются критерии поиска «коллективного портрета» в репрезентации городских пространств и способы конструирования в них мифологического и символического смыслов.
Архитектурные реплики формируют библиотеку смыслов, на уровне допущенных литературных паттернов – мифологических, символических образов. Урбанизация столичного места, определяет иерархически организованный семиотический продукт, обладающий устойчивостью архаичных смыслов, как этапы строительства, с этническим и мифопоэтическим конструктивизмом, отмеченными условными понятиями «узлов столичности». Первый столичный пространственный узел раскрылся принципами нового независимого и самостоятельного мироустройства, переименовав улицы целинного края, но добавив объект власти - Президентский дворец культуры. Второй узел – бульвар Нуржол заложил новый принцип пространственности – Ритуальный путь по выставке достижений независимости: от одного символьного сооружения Власти к другому, сменив советскую форму выражения ритуального как Площадь. Третий узел начинался с торговых рядов, оформляя, и закрывая Путь в архитектурный пассаж, который в итоге увенчался появлением образа Шара-Вселенной - ЭКСПО 2017. Таким развитием образных форм раскрываются этапы осмысления и обретения топологического пространства - «лица» столицы первично в республиканском, региональном и в планетарном масштабе.