Роза и ее «заместители» (размышления над образами цветов в русской поэзии XIX – начала ХХ вв.)

Авторы

  • Г.З. Шашкина Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан
  • Д.М. Мажитова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.4-07

Ключевые слова:

образ, цветок, роза, соловей, сирень, фиалка

Аннотация

Статья посвящена исследованию образов цветов в русской лирике XIX– начала ХХ вв.
Выявлено, что наиболее частотным является образ розы, который наполняется различными семантическими
значениями, составляющими его внутреннюю форму. В образе розы выделяются в первую очередь ее
душистый аромат, внешний облик, а также ее божественное происхождение, поскольку в разных мифологиях
мира (античной, персидской, индийской, христианской и др.) роза ниспослана людям богами, и это тоже
отражено в лирике русских поэтов. С розой ассоциируются прекрасная жизнь, счастье, полнота жизни. Но
при этом подчеркивается скоротечность ее цветения, ее беспомощность перед суровостью природы. Частыми
приемами поэзии XIX века были аллегория, когда роза иносказательно подразумевала деву-красавицу, иногда
выражаясь в прямых соответствиях («дева-роза»), и художественный прием параллелизма, воплощавшийся
в развертывании параллельных картин жизни цветка и девушки. Одной из устойчивых является пара роза –
соловей, истоки которой коренятся в восточной (персидской) литературе. Если первоначально русские поэты
XIX века продолжают традиционно использовать эти образы как легкомысленной красавицы и несчастного
влюбленного (А.С. Пушкин, А.В. Кольцов), то впоследствии образы наполняются иным содержанием (А.И.
Одоевский, А.А. Фет), вплоть до обратной трансформации (А.А. Блок): теперь ветреный соловей оставляет
влюбленную в него розу. В русской лирике встречаются образы других представителей флоры и фауны в
соотнесении с розой: чиж, шмель, кипарис. В конце XIX века образ розы становится мало востребованным
новым художественным мышлением символизма, более того в условиях гражданской войны и красного
террора роза по своему цвету начинает восприниматься как символ крови. В творчестве поэтов Серебряного
века образ розы замещается «непритязательными» цветками, такими как сирень и фиалка – очень редкие
флорообразы первой половины XIX века. В этих цветах выделяются их необычный цвет и душистый аромат,
но при этом сирень связывается с любовью, радостью бытия, а в фиалке акцентируется внимание на ее
загадочности, мистичности, ночной ипостаси. В целом, можно сказать, что во второй половине XIX – начале
ХХ века происходит активное освоение новых образов цветов, развивается пейзажная цветочная лирика.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2023-12-20

Как цитировать

Шашкина, Г., & Мажитова, Д. (2023). Роза и ее «заместители» (размышления над образами цветов в русской поэзии XIX – начала ХХ вв.). Keruen, 81(4), 95–104. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.4-07

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)