Отражение в национальной литературе женской действительности в казахском обществе
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.1-03Ключевые слова:
литература, национальные ценности, институт семьи, дискриминация, реалистический образ, социум и характерАннотация
Статья посвящена изучению свободы и бытия женщин в казахском обществе через произведения национальной литературы. В рамках исследовательской работы были проанализированы реалии ряда литературных персонажей, судьбы которых рассматривалась на стороне глубинного психологизма и гуманизма, этнической педагогики. В результате были отражены облики казахских женщин в разные эпохи, история достижения гендерных ценностей и свободы, достоинства и недостатки общенационального социума.
Во вступительной части статьи рассматривается национальная литература, имена «мать», «женщина» и мысли казахских писателей, классиков мировой литературы о матери, её образ в нашей оригинальной творческой наследии. Эпические произведения классифицируются по категории анализа, анализа того, насколько близок или далёк реальность казахской общественной жизни от женских образов, формируется галерея матерей, бабушек и красавиц в порядке развития литературной хроники. В результате автор углубляется в ряд вопросов, акцентируя внимание на тему женской свободы в произведениях конца девятнадцатого и начала двадцатых веков, анализирует вопросы, начиная от социального неравенства в казахстанском обществе и напряженности внутри общечеловеческих ценностей.
Богатые литературными и художественными жемчужинами исторические романы об образе женщины рассматриваются как особый объект изучения, наряду с качествами совести, чести и свободы, которые имеют первостепенное значение в жизни нашего народа со времен Казахского ханство. Например, «Улпан» Габита Мусрепова, «Аласапыран» Мухтара Магауина, «Кочевники» Ильяса Есенберлина, «Елен-алан» Абиша Кекилбаева, «Елим-ай» Софи Сматаева, «Ай-дуние» Бексултана Нуржекеева. Безусловно, наши мамы сыграли важнейшую роль в истории казахского военно-демократического общества. Образ Улпан ана и Ай-Шешек бегим использовался в образовательных целях и изучался в соответствии с новыми взглядами молодого исследователя в эпоху глобализации.
Кроме того, использованный в исследовательской работе исторический метод, методы сравнения и изучения, анализа с использованием принципов синтетического психологизма были направлены на познание природы героев произведения, раскрытие главных проблем той эпохи. Обращая внимание на литературные произведения, была выявлена важная роль казахских женщин в сохранении семейных ценностей и этнопедагогике, большая деятельность в сохранении национальных ценностей, вклад реалистических образов в повышение качества социальной жизни.