Отражение в национальной литературе женской действительности в казахском обществе

Авторы

  • Мадина Кайратовна Әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті
  • Дандай Ыскакулы Казахский национальный университет имени аль-Фараби

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.1-03

Ключевые слова:

литература, национальные ценности, институт семьи, дискриминация, реалистический образ, социум и характер

Аннотация

Статья посвящена изучению свободы и бытия женщин в казахском обществе через произведения национальной литературы. В рамках исследовательской работы были проанализированы реалии ряда литературных персонажей, судьбы которых рассматривалась на стороне глубинного психологизма и гуманизма, этнической педагогики. В результате были отражены облики казахских женщин в разные эпохи, история достижения гендерных ценностей и свободы, достоинства и недостатки общенационального социума.

Во вступительной части статьи рассматривается национальная литература, имена «мать», «женщина» и мысли казахских писателей, классиков мировой литературы о матери, её образ в нашей оригинальной творческой наследии. Эпические произведения классифицируются по категории анализа, анализа того, насколько близок или далёк реальность казахской общественной жизни от женских образов, формируется галерея матерей, бабушек и красавиц в порядке развития литературной хроники.  В результате автор углубляется в ряд вопросов, акцентируя внимание на тему женской свободы в произведениях конца девятнадцатого и начала двадцатых веков, анализирует вопросы, начиная от социального неравенства в казахстанском обществе и напряженности внутри общечеловеческих ценностей.

 Богатые литературными и художественными жемчужинами исторические романы об образе женщины рассматриваются как особый объект изучения, наряду с качествами совести, чести и свободы, которые имеют первостепенное значение в жизни нашего народа со времен Казахского ханство. Например, «Улпан» Габита Мусрепова, «Аласапыран» Мухтара Магауина, «Кочевники» Ильяса Есенберлина, «Елен-алан» Абиша Кекилбаева, «Елим-ай» Софи Сматаева, «Ай-дуние» Бексултана Нуржекеева. Безусловно, наши мамы сыграли важнейшую роль в истории казахского военно-демократического общества.  Образ Улпан ана и Ай-Шешек бегим использовался в образовательных целях и изучался в соответствии с новыми взглядами молодого исследователя в эпоху глобализации.

Кроме того, использованный в исследовательской работе исторический метод, методы сравнения и изучения, анализа с использованием принципов синтетического психологизма были направлены на познание природы героев произведения, раскрытие главных проблем той эпохи. Обращая внимание на литературные произведения, была выявлена важная роль казахских женщин в сохранении семейных ценностей и этнопедагогике, большая деятельность в сохранении национальных ценностей, вклад реалистических образов в повышение качества социальной жизни.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Дандай Ыскакулы, Казахский национальный университет имени аль-Фараби

 

Преподаватель в КазНУ. имени аль-Фараби, литературный критик, ученый, доктор филологических наук, профессор.

Загрузки

Опубликован

2022-03-15

Как цитировать

Кайратовна, М., & Ыскакулы, Д. (2022). Отражение в национальной литературе женской действительности в казахском обществе. Keruen, 74(1), 52–62. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.1-03

Выпуск

Раздел

Статьи