НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ М. АУЭЗОВА В МАНАСОВЕДЕНИИ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2025.3-07

Ключевые слова:

«Манас», Мухтар Ауэзов, эпос, фольклористика, поэтика, тюркская литература, манасоведение

Аннотация

Статья углублённо рассматривает научно-исследовательские методы и приёмы Мухтара Ауэзова в изучении эпоса «Манас». Основанием для выбора темы является то, что теоретические положения и научные методы Мухтара Ауэзова, связанные с эпосом «Манас», до настоящего времени не были всесторонне проанализированы, а его труды (в частности, версия 1944 года, вошедшая в пять вариантов пятидесятитомного собрания) оставались малодоступными для исследователей из-за ограниченного тиража. Цель исследования – систематизировать воззрения Ауэзова на поэтику, сюжетно-композиционную структуру, жанрово-стилевые особенности, ритмику и рифмовку, изобразительные средства, а также на специфику исполнения манасчи, сопоставив их с его аргументацией эпоса как общетюркского культурного наследия. Научная и практическая значимость работы заключается в определении междисциплинарных горизонтов ауэзовской школы (единство текста и исполнения), а также в предложении модели анализа эпического наследия. Использованные методы включают историко-филологический, текстологический, типологический, психологический, этнолингвистический и поэтический анализ. В качестве материала рассмотрены версия 1944 года и труд «Манас – киргизская народная героическая поэма». Ключевые результаты и выводы: выявлены функции тематических блоков («казат» – походы, «аш» – поминальные трапезы, брачная линия), роль топонимов, этнонимов и зооморфных образов (Аккула, Ак-Шумкар, Желмая, Кумайык) в поэтике; определено значение аллитерации, ассонанса, параллелизма, ритма «желдирме» и синкретического перформанса. Сформулированы хронологические рамки эпоса (до 840 г. н.э.), типологическая связь с традицией «Шахнаме», принципы канонического текста и гражданская позиция Ауэзова по защите эпоса от политического давления. Ценность и практическая значимость заключаются в том, что методологический каркас, основанный на интеграции текста и исполнения, объединяет литературоведение, фольклористику, текстологию и исследование исполнительских практик, предлагая прикладную модель работы с эпическими текстами.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2025-09-29

Как цитировать

Амирбаева, Ш., Конаев, Д., & Мейрбекова, Э. (2025). НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ М. АУЭЗОВА В МАНАСОВЕДЕНИИ. Keruen, 88(3), 112–127. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2025.3-07

Выпуск

Раздел

Литературоведение

Похожие статьи

<< < 15 16 17 18 19 20 21 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)