Игры и ритуалы - важнейшие средства социального взаимодействия в человеческом обществе
Ключевые слова:
игра, обряд, явление, обычай, общество, культура, сакральное действие.Аннотация
В статье всесторонне исследован феномен игры и его взаимосвязь с культурными и социальными категориями, такими как обрядность, ритуал, обычаи и традиции на основе фольклорно-этнографических материалов казахского и тюркских народов. Игровая культура как наиболее активное средство культурного и социального взаимодействия в социуме, глубоко укоренившаяся во всех сферах жизни человека, – неотъемлемый элемент развития современного общества. Народные обычаи и традиции находят отражение в религии, искусстве, ремеслах, политике, науке, военно-спортивных играх, в образовании, воспитании, экономике и предпринимательстве. Игра, отражаясь в общественной жизни, влияет на социокультурную активность, разнообразие в многообразии, трансформацию понятий и на будущее развитие общества.
В статье определены онтологический смысл и архетипическая основа взаимодействия игр и социо-культурных процессов современности, выявлены общие атрибуты и своеобразие игр. Проиллюстрировано проявление древних верований в играх шамана, раскрыта их роль в конкретном ритуале, прослежена интеграция игровых элементов в ритуальном комплексе, многогранность личности шамана, взаимосвязь между игровыми элементами и ритуалами.
Истоки игровой культуры восходят к древним верованиям, магии, культам, семейным ритуалам. Например, игры молодежи «Дрожащая баба баба», «Белая буря» и «Ручная ловушка» воссоздают противостояние зимы и лета, старого с новым, молодым, отношения между девочкой и мальчиком. Преимущественно выигрывают и одерживают победу «лето», «новый» и «молодой», «парень». Эти игровые элементы, которые когда-то были неотъемлемой частью ритуального комплекса, позже были объединены и выделены в отдельную игру. Каждый последующий раз они отходят от первоначального ритуала. Данная тенденция прослеживается во многих национальных играх, зарождение которых относится к периоду обрядового фольклора.
Игра «Кокпар», чрезвычайно популярная у тюркских народов, представляет собой национальную конную игру. Название игры происходит от тотема «синий волк». Автор статьи доказательно констатирует, что во время долгой охоты молодой человек похитил убитого (раненого) волка, остальные участники игры пытались его поймать.
В итоге проведенного исследования важен вывод о том, что ритуал и игра многофункциональны, многоязычны, различаются не только своей символикой, но и тем, как в них отражены верования, религиозные мотивы и быт. Велики их онтологическая, эпистемологическая и аксиологическая значимость, амбивалентность. Игра всегда была и остается универсальным способом взаимодействия с реальностью. Традиционные церемонии, игры и праздники отражают культурную составляющую народа, раскрывают природу мира. Игра продвигает культурные и нравственные приоритеты в социальной среде, стереотипы, связанные с возрастом, полом, профессией. Сегодня игра выходит за строго ограниченные рамки традиционных этнокультурных явлений, отражая социокультурную ситуацию, систему отношений и ценностей, изменения человеческого сознания в эпоху постмодерна. Игра космополитична, порой, искусственна. Игровая культура, таким образом, претерпевает радикальные изменения и испытывает кризис, что актуализирует необходимость приумножения моральных ценностей, нравственных основ, сохранение исторических корней и социально-коммуникативного потенциала игровой культуры. Это, в свою очередь, способствует стабильности и жизнеспособности человеческой и общественной жизни.
Статья подготовлена в рамках грантового проекта Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан AP08856460 «Великие степные игры (игровой фольклор): роль национальных игр в возрождении общественного сознания как особый культурный феномен».