«АДАСҚАН ӨМІР» С.ТОРАЙГЫРОВА В ВОКАЛЬНОМ ЦИКЛЕ Т.МЫНБАЕВА: СЕМАНТИКА ТЕМПОРАЛЬНОСТИ

Авторы

  • Ж.К. Кдырниязова Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, Алматы, Казахстан https://orcid.org/0009-0000-9390-5615

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2025.3-25

Ключевые слова:

Время, С.Торайгыров, символика, вокальный цикл, Т.Мынбаев

Аннотация

Символика времени находит многогранное отражение в музыкальном искусстве, поскольку охватывает разные уровни структуры содержания произведения. Благодаря своей уникальной природе вокальный цикл как жанр предоставляет композитору исключительные возможности для раскрытия не только динамики времени, но и образной палитры и выразительных средств музыкального языка, что позволяет произвести цельное и глубокое художественное впечатление. Все это наряду с яркой композиторской индивидуальностью Тимур Мынбаев (1943-2011) воплотил в вокальном цикле «Жизнь в заблуждениях», написанном по одноименной поэме Султанмахмута Торайгырова (1893-1920). Выявление особенностей воплощения временных дефиниций на разных уровнях в масштабах вокального цикла избрано целью предпринятой исследовательской работы. Особое внимание уделено музыкальным средствам выразительности, с помощью которых отражено сложное и противоречивое отношение поэта ко времени, стремившегося запечатлеть мгновение и одновременно осознать его неумолимое движение. В многообразии исследовательских методов, для данной работы основными предстали аналитический, историко-культурный, семиотический, интонационный и компаративный. Подтверждение тесной связи между пространственно-временными категориями цикла и базовыми элементами хронотопа номадической культуры можно считать одним из наиболее значимых результатов осуществленных научных изысканий. Воплощение многоуровневой системы символических средств, используемых композитором для репрезентации времени, включая метрические, структурные и тембровые приемы, фокусирует внимание на связи между музыкальным языком цикла и культурным контекстом, в границах которого он был создан. Гармоничное взаимодействие музыки и слова вывело трактовку символики времени на новый уровень. Недостаточная изученность этого феномена как структурообразующего элемента музыкального текста в камерно-вокальных циклах казахстанской композиторской школы актуализирует смысл и значение аннотируемой статьи.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ж.К. Кдырниязова, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, Алматы, Казахстан

 

 

Загрузки

Опубликован

2025-09-29

Как цитировать

Кдырниязова, Ж. (2025). «АДАСҚАН ӨМІР» С.ТОРАЙГЫРОВА В ВОКАЛЬНОМ ЦИКЛЕ Т.МЫНБАЕВА: СЕМАНТИКА ТЕМПОРАЛЬНОСТИ. Keruen, 88(3), 373–384. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2025.3-25

Выпуск

Раздел

Искусствоведение

Похожие статьи

<< < 9 10 11 12 13 14 15 16 17 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.