«АДАСҚАН ӨМІР» С.ТОРАЙГЫРОВА В ВОКАЛЬНОМ ЦИКЛЕ Т.МЫНБАЕВА: СЕМАНТИКА ТЕМПОРАЛЬНОСТИ
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2025.3-25Ключевые слова:
Время, С.Торайгыров, символика, вокальный цикл, Т.МынбаевАннотация
Символика времени находит многогранное отражение в музыкальном искусстве, поскольку охватывает разные уровни структуры содержания произведения. Благодаря своей уникальной природе вокальный цикл как жанр предоставляет композитору исключительные возможности для раскрытия не только динамики времени, но и образной палитры и выразительных средств музыкального языка, что позволяет произвести цельное и глубокое художественное впечатление. Все это наряду с яркой композиторской индивидуальностью Тимур Мынбаев (1943-2011) воплотил в вокальном цикле «Жизнь в заблуждениях», написанном по одноименной поэме Султанмахмута Торайгырова (1893-1920). Выявление особенностей воплощения временных дефиниций на разных уровнях в масштабах вокального цикла избрано целью предпринятой исследовательской работы. Особое внимание уделено музыкальным средствам выразительности, с помощью которых отражено сложное и противоречивое отношение поэта ко времени, стремившегося запечатлеть мгновение и одновременно осознать его неумолимое движение. В многообразии исследовательских методов, для данной работы основными предстали аналитический, историко-культурный, семиотический, интонационный и компаративный. Подтверждение тесной связи между пространственно-временными категориями цикла и базовыми элементами хронотопа номадической культуры можно считать одним из наиболее значимых результатов осуществленных научных изысканий. Воплощение многоуровневой системы символических средств, используемых композитором для репрезентации времени, включая метрические, структурные и тембровые приемы, фокусирует внимание на связи между музыкальным языком цикла и культурным контекстом, в границах которого он был создан. Гармоничное взаимодействие музыки и слова вывело трактовку символики времени на новый уровень. Недостаточная изученность этого феномена как структурообразующего элемента музыкального текста в камерно-вокальных циклах казахстанской композиторской школы актуализирует смысл и значение аннотируемой статьи.