Фольклорные истоки творчестрва Абая
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2021.4-01Ключевые слова:
Ключевые слова. Сказание, притча, ораторское слово, пословица, поговорка, письменная литература, поэмаАннотация
Резюме. В статье научно рассматривалась фольклорная ситуация в среде где родился и вырос Абай. Ведь это был период, когда не нарушалась целостность степного фольклора, не прерывалась линия устных традиций. Поэтому внимательность и энтузиазм Абая, который вырос, слушая рассказы поэтов, сказочников и ораторов на своей земле повлияли и на его будущее творчество. В качестве истоков становления личности Абая были найдены легенды, рассказы и новейшие сведения о его дальнем прадеде – Ыргызбае, и прадеде – Ускенбае, о его отце Кунанбае и о его дяде по материнской линии Тонтае, который сохранился в памяти народа со смешными историями, а также раскрыто значение ораторского искусства, фольклора в жизни страны на этот период.
Наряду с устными фольклорными рассказами, были собраны и научно проанализированы исторические факты. Личность отца Абая Кунанбая – личность высокого человека своего времени. Он стал стойкой опорой традиций предков и привнес ее в современность, а Абай развивал ее по-новому. Абай, вступивший в дела страны по воле отца, быстро вырос, рано лишился детства, с юных лет привил свой особый талант к разговору, искусству слова, ораторскому искусству биев.
В статье было обращено внимание на то, что в регионе, где вырос Абай, благодаря своему умению быстро понимать рассказы ораторов, поэтов и сказочников и инициативности он обогатил первый фонд народного образования. К примеру, если Баймагамбет Мырзаханулы рассказывал Абаю истории народов Востока и Европы, то он сразу все это запоминал. По мере развития научно изучался не только казахский фольклор, но и фольклорное наследие других народов.
В статье были сделаны научные выводы о роли преданности к народным традициям его бабушки Зере и матери Улжан в воспитании Абая. Таким образом, впервые было изучено значение династического воспитания в традиционных семейных ценностях казахов, значение места бабушки и дедушки в формировании детской идентичности, гармония взаимоотношений свекрови и невестки, значение такого гармоничного воспитания в формировании таких гениев, как Абай. Углублены научные основы познания фольклорных ценностей в творчестве Абая, выросшего с детства слушая колыбельные песни, легенды и сказки его бабушки и мамы.
Статья подготовлена в рамках грантового проекта Комитета науки МОН РК AP09563057 «Фольклорные источники творчества Абая».