ЗООМОРФНЫЙ КОД В СОВРЕМЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАЗАХСТАНА
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.1-17Ключевые слова:
зооморфный код, современное искусство, живопись, графика, скульптура, тотем, экология, animal studies, мультинатурализмАннотация
Статья посвящена изучению зооморфного кода в произведениях нового поколения мастеров изобразительного искусства Казахстана. Основной проблемой становится вопрос о том, как в современную эпоху постгуманизма, когда человек утрачивает свое центральное положение во вселенной и возникает острая необходимость изменить утилитарное отношение к природе, переосмысливается образ животного. Теоретическими и критическими ориентирами стали труды, составляющие обширное междисциплинарное поле animal studies. Внимание исследователей было сосредоточено на произведениях отечественной живописи, графики и скульптуры, авторы которых стремились найти новые пути применения зооморфного кода, идей взаимосвязи животного и человеческого существования, экологического сознания. Так, обращение к тотему призвано раскрыть его важный смысл – идентификацию с тотемным животным, следовательно, объединение через него определенного социума. Отмечено, что молодые художники отходят от символики, свойственной советской изобразительной школе, переносе на образ животного чувств и мыслей, переживаемых автором. В пространстве взаимоотношений людей и животных у них своя особенная психофизика. Сквозь призму репрезентации анималистических образов художники стремятся раскрыть новые экзистенциальные и политические смыслы, показать размывание четких бинарных оппозиций не только между человеком и животным, но и между нормой и инаковостью, культурой и властью, между цивилизацией и примитивной культурой, характерных, к примеру, для колониального государства. Сама категория дуализма, противопоставления разных миров, природы и человека, оппозиция Другому с точки зрения колониального дискурса ставится под сомнение. Зритель благодаря картинам художника осознает мир как некую тотальность, многообразие единого сущего.