ЗООМОРФНЫЙ КОД В СОВРЕМЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАЗАХСТАНА

Авторы

  • М.М. Келсинбек Институт Литературы и искусства имени М.О.Ауэзова, Алматы, Казахстан
  • Д.С. Шарипова Институт Литературы и искусства имени М.О.Ауэзова, Алматы, Казахстан

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.1-17

Ключевые слова:

зооморфный код, современное искусство, живопись, графика, скульптура, тотем, экология, animal studies, мультинатурализм

Аннотация

Статья посвящена изучению зооморфного кода в произведениях нового поколения мастеров изобразительного искусства Казахстана. Основной проблемой становится вопрос о том, как в современную эпоху постгуманизма, когда человек утрачивает свое центральное положение во вселенной и возникает острая необходимость изменить утилитарное отношение к природе, переосмысливается образ животного. Теоретическими и критическими ориентирами стали труды, составляющие обширное междисциплинарное поле animal studies. Внимание исследователей было сосредоточено на произведениях отечественной живописи, графики и скульптуры, авторы которых стремились найти новые пути применения зооморфного кода, идей взаимосвязи животного и человеческого существования, экологического сознания. Так, обращение к тотему призвано раскрыть его важный смысл – идентификацию с тотемным животным, следовательно, объединение через него определенного социума. Отмечено, что молодые художники отходят от символики, свойственной советской изобразительной школе, переносе на образ животного чувств и мыслей, переживаемых автором. В пространстве взаимоотношений людей и животных у них своя особенная психофизика. Сквозь призму репрезентации анималистических образов художники стремятся раскрыть новые экзистенциальные и политические смыслы, показать размывание четких бинарных оппозиций не только между человеком и животным, но и между нормой и инаковостью, культурой и властью, между цивилизацией и примитивной культурой, характерных, к примеру, для колониального государства. Сама категория дуализма, противопоставления разных миров, природы и человека, оппозиция Другому с точки зрения колониального дискурса ставится под сомнение. Зритель благодаря картинам художника осознает мир как некую тотальность, многообразие единого сущего.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2023-03-20

Как цитировать

Келсинбек, М., & Шарипова, Д. (2023). ЗООМОРФНЫЙ КОД В СОВРЕМЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАЗАХСТАНА. Keruen, 78(1). https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.1-17

Выпуск

Раздел

Статьи