ВЕЛИКОЕ ТВОРЧЕСТВО ПОЭТА: РАЗМЫШЛЕНИЯ В РАМКАХ ПОЗНАНИЯ И УЧЕНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.3-15Ключевые слова:
Алашорда, Дия Ахметұлы, произведение, колонизация, ликвидация, ислам, религия, конфискация, летописьАннотация
В статье рассказывается о таких выдающихся деятелях как А. Бокейхан, А. Байтурсынов,
М. Дулатов, которые были названы львами Алаша, о лидерах, которые следовали идее Алаша, об их
борьбе за независимость, а также о Дие Ахметулы, который в то время проявлял особую активность
в Центрально-Казахстанском регионе. Он был поэтом. Его настоящее имя – Мухамедия. Из-за своих
религиозных принципов был прозван Дия. Уроженец Шетского района нынешней Карагандинской
области, потомок Жуан ата. Был выходцем из волости знаменитых Жарылгап батыра, Жанибек, Бисейит
бийев, Кулжанбека. Его отец Ахмет был образованным человеком. Дия получил образование в медресе
в Созаке, в Акмешите, в знаменитой медресе Галия. Мог свободно говорить и писать на нескольких
языках. Он выступал как против Российского царства, превратившего казахов в рабов, так и против
советского строя, установшегося в 1917 году и ставшего единственным политическим и юридическим
правопреемником царского правительства. В 1916 году, когда царским указом была начата кампания по
набору солдат из числа казахов на черную работу на фронт, он поднял людей на борьбу и сопротивление.
Поэт был недоволен властью советского правительства и открыто выступал против него. Беспорядки,
происходящие внутри страны, репрессивная политика большевиков, гибель невинных людей, насилие,
жестокое обращение с населением советской властью, на которую надеялись больше, чем на царское
правительство – все это нашло отражение в его стихах. Дия Ахметұлы, который в своих пламенных,
поэтических произведениях открыто выражал свои взгляды, разоблачал колониальную политику
и боролся с ней до конца своей жизни, является одним из последних потомков течения, названного
М. Ауэзовым «Зар-заман ақындары» (Поэты эпохи Зар-заман)