ПРЕДМЕТНЫЙ КОД КУЛЬТУРЫ «КАЗАХСКАЯ ЮРТА»: ГЕНЕЗИС И СЕМАНТИКА

Авторы

  • Azibayeva B.U. М.О. Әуезов атындағы Әдебиет және өнер институты

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.2-01

Аннотация

Статья посвящена анализу семантики предметного кода казахская юрта.        В настоящее время вопросы содержания и семантики, функций, дефиниции  термина «культурный код» – предмет научного поиска во многих отраслях гуманитарных наук.  В  научном дискурсе имеется значительное количество работ, авторы  которых вкладывают  в понятие «культурный код»  разные смыслы и значения, что обусловлено полисемантичностью и многогранностью его. Но при этом исследователи единодушны в том, что культурный код является составной частью, смысловым ядром, матрицей культурного процесса; является сущностным компонентом национальной картины мира. Локацией функционирования и самопрезентации культурных кодов в духовной сфере являются  так называемые вторичные знаковые  системы (наряду с естественными языками, признанными как   исходная «базовая семиотическая система»,  как первичная знаковая  система), а именно: миф, религия, фольклор, литература,  искусство – живопись, танец,  архитектура, скульптура, кино, наука и др., играющие доминирующую  роль в процессе генерации и трансляции социокультурных знаний, опыта и ценностей социума.
        Источником и контекстом формирования  культурных кодов является Универсум:  1) объекты  и явления окружающей человека природно-ландшафтной среды,   ближняя и дальняя Вселенная; 2) человек – чувствующий, видящий, слышащий, осязающий,  мыслящий, с присущими ему высшими формами мышления и самосознания; 3) социум, т.е.  сообщество индивидов и индивидуумов; 4) мир предметов и вещей, созданных человеком, т.е. реалии этнокультуры.

В системе культурных кодов важное место занимает предметный код,  включающий в себя чрезвычайно широкий перечень объектов и явлений природы, а также  материализованных  результатов человеческой деятельности, которые, в результате семиозиса, наряду  с имманентно им присущими свойствами могут быть наделены  иными качествами/значениями/функциями, т.е. обретают статус знака/символа.
        Автором показано, элементы внутреннего пространства юрты – шанырак, очаг и порог, вторично включенные в поле осмысления/интерпретации, т.е. в человеческую действительность, обретают семиотический статус. В итоге предметный код юрта  трансформируется в духовный код, обретает статус высокой сакральности, становится константным  символом  национальной картины мира.
       Сделан вывод: архетип  юрта сформировался на основе архаичнейшего этапа космологических представлений о многоярусной Вселенной и вертикальной оси мира, соединяющей все части ее, а также культа солнца, неба, богини Умай и культа предков.
    

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Azibayeva B.U., М.О. Әуезов атындағы Әдебиет және өнер институты

<br data-mce-bogus="1">

Загрузки

Опубликован

2022-06-10

Как цитировать

B.U., A. (2022). ПРЕДМЕТНЫЙ КОД КУЛЬТУРЫ «КАЗАХСКАЯ ЮРТА»: ГЕНЕЗИС И СЕМАНТИКА. Keruen, 75(2), 17–32. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.2-01

Выпуск

Раздел

Статьи