ПРЕДМЕТНЫЙ КОД КУЛЬТУРЫ «КАЗАХСКАЯ ЮРТА»: ГЕНЕЗИС И СЕМАНТИКА
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.2-01Аннотация
Статья посвящена анализу семантики предметного кода казахская юрта. В настоящее время вопросы содержания и семантики, функций, дефиниции термина «культурный код» – предмет научного поиска во многих отраслях гуманитарных наук. В научном дискурсе имеется значительное количество работ, авторы которых вкладывают в понятие «культурный код» разные смыслы и значения, что обусловлено полисемантичностью и многогранностью его. Но при этом исследователи единодушны в том, что культурный код является составной частью, смысловым ядром, матрицей культурного процесса; является сущностным компонентом национальной картины мира. Локацией функционирования и самопрезентации культурных кодов в духовной сфере являются так называемые вторичные знаковые системы (наряду с естественными языками, признанными как исходная «базовая семиотическая система», как первичная знаковая система), а именно: миф, религия, фольклор, литература, искусство – живопись, танец, архитектура, скульптура, кино, наука и др., играющие доминирующую роль в процессе генерации и трансляции социокультурных знаний, опыта и ценностей социума.
Источником и контекстом формирования культурных кодов является Универсум: 1) объекты и явления окружающей человека природно-ландшафтной среды, ближняя и дальняя Вселенная; 2) человек – чувствующий, видящий, слышащий, осязающий, мыслящий, с присущими ему высшими формами мышления и самосознания; 3) социум, т.е. сообщество индивидов и индивидуумов; 4) мир предметов и вещей, созданных человеком, т.е. реалии этнокультуры.
В системе культурных кодов важное место занимает предметный код, включающий в себя чрезвычайно широкий перечень объектов и явлений природы, а также материализованных результатов человеческой деятельности, которые, в результате семиозиса, наряду с имманентно им присущими свойствами могут быть наделены иными качествами/значениями/функциями, т.е. обретают статус знака/символа.
Автором показано, элементы внутреннего пространства юрты – шанырак, очаг и порог, вторично включенные в поле осмысления/интерпретации, т.е. в человеческую действительность, обретают семиотический статус. В итоге предметный код юрта трансформируется в духовный код, обретает статус высокой сакральности, становится константным символом национальной картины мира.
Сделан вывод: архетип юрта сформировался на основе архаичнейшего этапа космологических представлений о многоярусной Вселенной и вертикальной оси мира, соединяющей все части ее, а также культа солнца, неба, богини Умай и культа предков.