Изучение современного использования обрядовых песен зарубежных казахов
Ключевые слова:
казахи зарубежья, прощальные песни невесты, песни-плачи, традиция, песни проводы невесты, обычай, бытовое пение, бадик, локальные особенности.Аннотация
Главным источником казахской музыкальной культуры является ее древний обрядовый фольклор. Известно, что в XIX веке устная исполнительская культура достигла своего пика на основе образцов музыки из веков, народных қара өлең, простых лирических песен позднего времени. Изучение обрядовых образцов и всестороннее исследование позволяет понять тонкости мелодии, лежащей в древних слоях нашей духовной культуры.
В статье собран ряд сведений, собранных в экспедиции, хранящихся в старшем поколении казахов оренбургской земли. Вместе с ним даются данные о топономии, имеющие высокую историческую, культурную значимость. В исследовании приводятся данные, сохранившиеся в регионе до 90-х годов среди населения (в рамках традиции написания стихов) – қара өлең, амандасу, сәлем айту - приветствия друг другу, письма-стихи, среди которых можно выделить образцы сынсу.
В ходе встречи с представителями старшего поколения, которые следовали древним казахским традициям, было изложено ряд традиций и обычаев праздника қыз ұзату. Анализируя среди собранных образцов песни «Ұзатқан қыздың өлеңі», «Көрісу», «Ұзатылар қыздың танысып жүріп айтқаны» и др., были выявлены сходства с музыкально-поэтической формой «жыр» сопредельных западных регионов и в основном с 11-слоговой формой «қара өлең». В ходе сравнительного анализа было выявлено, что в оренбургских редко используются мотивы (в различных ладовых структурах) III-IV-V; II-III-IV или I-II-III ступеней, встречающиеся в песнях невесты, обрядовых песнях Западного региона Казахстана, граничащих с Оренбургом.
Также была предоставлена краткая информация о другом типе ритуальных образцов – бадик. По обычаю вместе с группой сельчане лечили болезнь домашнего животного, верили, что с песней перенесет болезнь на живой предмет или неодушевленный предмет. Так как образцы бадик из российских казахов были обнаружены редко, был анализирован поэтический текст.