ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КЮЙЕВОЙ ТРАДИЦИИ ВОСТОЧНОГО КАЗАХСТАНА
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.2-28Ключевые слова:
Восточный Казахстан,, Алтай-Тарбагатай,, кюйевая традиция,, региональные кюйевые школы,, нотная расшифровка,, анализ.Аннотация
Статья содержит обзор истории изучения Восточно-Казахстанских, Алтай-Тарбагатайских кюйевых традиций, результатов экспедиций в данные регионы, специфики научных трудов, посвященных этой традиции, и анализу кюйев. В настоящее время у некоторых специалистов-кюйеведов можно заметить стереотипные представления о том, что «Восточно-казахстанские кюи однообразны и мало чем отличаются друг от друга». В этой связи уточним, что, если наследие таких крупных регионов, как Баян-Ульгий, Иле, Алтай-Тарбагатай, Синьцзян, Восточный Туркестан, в значительной степени освоено, то исследовательские работы по изучению произведений, найденных во внутренних регионах Восточного Казахстана, в таких, как Курчум, Зайсан, Маркаколь, Катон-Карагай, Шубартау и др., их авторов и исполнителей, к сожалению, ведутся гораздо реже. Хотя в отдельных работах представлены сведения познавательные характера, почти все записанные кюий вышеуказанных районов не расшифровываются и не анализируются. Материалы экспедиций, проведенных в 60-е годы ХХ века, в настоящее время хранятся в Фольклорной научно-исследовательской лаборатории Казахской национальной консерватории им.Курмангазы. Здесь имеется в наличии много авторских и народных произведений, записанных кюйши-исполнителмия, жившими в разных уголках Восточного Казахстана. Учитывая вышеизложенное, подчеркнем, что, безусловно, в числе актуальных вопросов по-прежнему – углубленное изучение кюйевой традиции Восточного Казахстана, их нотная расшифровка, улучшение качества их аудиозаписей, издание сборников кюйев и исследовательских работ. Понимая, что в объеме одной статьи невозможно охватить все кюйевое наследие региона и проблемы его изучения, в ходе предпринятой разработки данного «массива» осуществлен анализ нескольких редко исполняемых кюйев.