НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ПРИЕМОВ НА КАЗАХСКОМ ПРИМА КОБЫЗЕ
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.3-23Ключевые слова:
прима кобыз, сложные приемы, штрихи, исполнительская интерпретация, методы звукоизвлеченияАннотация
Улучшение и развитие исполнительства на четырёхструнной прима кобыз способствовали развитию технических и смычковых навыков у музыкантов, таких как повышенная ловкость пальцев левой руки. Произведения, которые 50 лет назад исполнялись исключительно студентами высших учебных заведений, теперь входят в учебные программы специализированных музыкальных школ. В этом контексте цель данной статьи — описать сложные исполнительские техники современной прима кобыз и предложить рекомендации по преодолению связанных с ними трудностей. Задачи, вытекающие из этой цели, включают исследование формирования исполнительского искусства и классификацию смычковых техник, встречающихся в репертуаре прима кобыз. Актуальность исследования подчёркивается возросшим уровнем исполнительства на этом инструменте, необходимостью создания системы классификации смычковых техник и анализом общих тенденций преодоления технических трудностей при игре на прима кобыз. Научно-методическая значимость данного исследования заключается в его практическом применении, касающемся как образовательного процесса, так и исполнительской практики. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут улучшить содержание таких курсов, как «История исполнительского искусства» и «Методика преподавания специальных дисциплин». В статье применяются методы исполнительского анализа, контент-анализа и качественные методы для разработки обоснованной теории, касающейся вопросов исполнения на прима кобыз. Прима кобыз постепенно утратила многие характерные черты традиционной кобыз (такие как открытый корпус, кожаная структура и наклонная шейка) и стала новым национальным инструментом. Эта трансформация обусловлена её структурным сходством со скрипкой, внедрением скрипичных техник и установлением европейских академических принципов в исполнительских техниках современной прима кобыз.