РОЛЬ КАЗАХСТАНСКОГО МУЗЫКОЗНАНИЯ В ТРАНСФОРМАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.1-26Ключевые слова:
казахстанское музыкознание, музыковедение Казахстана, музыкальный профессионализм, фольклорные инструменты, этносольфеджио, музыкальная тюркология, Казахская национальная консерватория имени КурмангазыАннотация
Музыкознание, как и другие гуманитарные науки, находятся в комплексной системе взаимодействия с объектами своего исследования: человеком, социумом, культурой. Изучая их, наука неизбежно находится под их влиянием, но, в то же время, влияет на мировоззрение, парадигму культуры и связанные с ними идентичности. Мы обратились к влиянию казахстанского музыковедения как национальной ветви мировой науки на национальные и этнические идентичности современного казахстанского общества, выражаемые в музыкальном искусстве. Цель исследования – выявить ключевые аспекты идентичности в казахской музыке XX-XXI веков, влияние на них научной мысли и ключевые научные проблемы, связанные с этим влиянием. Теоретическая значимость работы заключается в установлении причинно-следственных связей между направлениями исследований казахстанского музыковедения и трансформациями социокультурных идентичностей, а также в обобщении достижений отечественной науки о музыкальной культуре. Практическая ценность исследования заключается в возможности использования результатов как для последующих исследований источниковедческого и историографического направлений казахстанского искусствоведения, так и в обучении молодых специалистов в сфере искусства. Метод источниковедения в применении к истории научной отрасли (музыкознания) позволяет выявить ключевые труды, повлиявшие на трансформацию научных подходов к казахским музыкальным традициям, в частности, и социокультурных идентичностей в целом. Кроме того, устанавливая пути влияния научных идей, мы проследили практическое применение теоретических достижений в науке и музыкальном образовании. В ракурсе исследования основными достижениями казахстанского музыкознания представляются труды о музыкальном профессионализме и связанным с ним кругом проблем исторического и теоретического характера (А. Мухамбетовой, Б. Аманова, С. Елемановой), а также музыкальная тюркология (С. Елеманова, С. Утегалиева). В отношении профессионализма прослежено влияние научных идей на программы обучения и творческую деятельность в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Влияние аспектов национального своеобразия и идентичности обнаружено практически во всех исследованиях казахстанских музыковедов. Наблюдается рассинхронизация научной мысли и историко-политических процессов: исследования казахской музыки предвосхитили трансформацию идентичностей примерно за два десятилетия до конца советского периода. Это свидетельствует о влиянии науки на смену парадигмы культуры и формировании фундаментальных аспектов идентичности под её воздействием.