АБСУРДИСТСКИЕ ПРИЕМЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ (Н. ВЕРЕВОЧКИН «ЧЕРЕП ГОГОЛЯ»)
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.4-04Ключевые слова:
авторская позиция, поэтика абсурда, психоаналитическое литературоведение, современная казахская литература, автор, герой.Аннотация
В настоящем исследовании в свете психоаналитических концепций рассматриваются
формы выражения авторской позиции и абсурдистские приемы, ее выражающие, актуализируется идея
неотделимости автора от художественного целого. Предпринимается попытка описать такие формы
выражения авторской позиции, как заглавие и интертекстуальные включения с точки зрения фрейдистских
учений о двух ключевых энергиях человека – Эроса и Танатоса. Рассматривается функциональность
поэтики абсурда как выражения концепции бессмыслицы и нелепости, позволяющая более углубленно
рассмотреть форму психологического состояния героя произведения. С опорой на труды казахстанских
и зарубежных литературоведов доказывается, что выражение авторской позиции и характеристика
персонажного ряда соотносится с проявлением авторского бессознательного, психологических травм
и механизмов защиты. Теоретическая значимость исследования обоснована комплексным подходом к
рассмотрению форм выражения авторской позиции в свете теорий традиционного литературоведения
и психоаналитического подходов. Новизна исследования определяется тем, что впервые в рассказе
Н. Веревочкина «Череп Гоголя» были рассмотрены поэтика абсурда и формы выражения авторской
позиции в психоаналитическом аспекте. Практическая значимость работы выражается в возможности
использования результатов статьи в исследованиях форм выражения авторской позиции, теоретических
понятий «автор» и «герой» в современной русскоязычной прозе Казахстана.