Художественное искание в современной казахской детской поэзии

Авторы

  • Гүлжаһан Орда М.О. Әуезов атындағы Әдебиет және өнер институты

Ключевые слова:

детская литература, поэзия, стихи, стихотворения, поэма, сатира, фантастика, легенда

Аннотация

В статье проводится научный анализ художественных занятий в современной казахской детской поэзии. Познавательная, воспитательная, эстетическая функция произведения искусства в анализе лирических стихотворений для детей в таком малом жанре таких поэтов, как Э. Мухамадиевна, С. Оспанов, У. Эсдаулет, А. Кайран, А. Искак, ​​К. Куныпияулы С.Акирамович. Одна из основных функций произведения искусства- привлечение к работе детей раннего возраста и подрастающего поколения, привитие нравственных и национальных ценностей, любовь к Родине, Родине и окружающей среде. Поэты своими стихами об Астане, родине, родном языке обращают внимание на формирование у детей патриотических чувств. Наряду с небольшим жанром автор формулирует художественные занятия в широком спектре эпических произведений для подростков с сатирическими, фантастическими, легендарными стихами.

Стихи о домашних животных и птицах подтверждают, что произведения искусства расширяют знания детей и дополняют их мысли. В частности, очень высокую познавательную и воспитательную ценность имеют стихи С. Оспана о птицах «Перепел», «Тетерев», «Фазан», «Куропатка», «Рыбак», «Кукушка», «Белый аист», «Серая курица».  «Светофор», «Дождь», «Урок математика», «Карандаш», «Зимой», «Теленок», «Жеребенок», «Козленок», «Клетка» для детей младшего возраста У. Эсдаулет. «Текемет» расширяет знания детей и обучает их новой информации. Читая стихи поэта, дети узнают из жизни животных и птиц, научатся ненавидеть зло и учиться у добра. А поэт А. Исаак умеет формировать понимание окружающей среды, задавая вопросы в зависимости от возраста детей, создавая диалог в стихотворении. В то время как К. Кунупияулы разъясняет суть национальных традиций, обычаев и национальных игр, в стихах С. Акирамулы наряду с пропагандой национальных ценностей присутствует чувство гордости за нашу независимость, прославление нашей свободы. Среди художественных исканы – возрождение жанра айтыса. Читая произведение поэта «Соревнование плодов», созданное для айтыса, дети узнают об их целебных свойствах и пользе для человечества из слов конкурирующих фруктов.

Статья подготовлена в рамках грантового проекта Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан АР08855695 «Тенденции развития современной казахской детской литературы» (1991-2021 гг.).

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2022-01-04

Как цитировать

Орда, Г. (2022). Художественное искание в современной казахской детской поэзии. Keruen, 73(4). извлечено от https://keruenjournal.kz/main/article/view/107

Выпуск

Раздел

Статьи