ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТА ПОЗИТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Авторы

  • С.Д. Абишева Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахста
  • М.Е. Касымжанова Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан
  • Е.А. Ломова Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.2-06

Ключевые слова:

Ключевые слова: транзитивность, рассказ, литература, нарратив, идентичность, имаготерапия, идентификация.

Аннотация

В предлагаемой статье исследуется проблема формирования личностной идентичности на материале художественной литературы. Этот процесс включает в себя стадию восприятия литературного текста, траекторию его идентификации, фактор транзитивности, а также создание обобщенного типа положительного героя и образа своего идеального «я». В работе произведен анализ основных исследований, касающихся концепта идентичности – категории психологии и социального феномена, который рассматривается в трудах У. Джеймса, А. Краппмана, М. Ватермана, Ю. Хабармасса, Ф. Франка и других ученых, специализирующихся в этой области. Целью исследования является попытка анализа процесса формирования позитивной подростковой идентичности, а также предлагается методика его реализации на материале художественной прозы Марата Кабанбаева, которая изначально была ориентирована на юношескую читательскую аудиторию. Актуальность избранной темы определяется принципом гуманизации, заложенный в основу образовательной системы республики Казахстан. Исходя из концепта формирования позитивной идентичности, учитель литературы получает возможность его реализации с опорой на истинные национальные и морально-нравственные ценности казахстанского сообщества. Научная новизна предлагаемого исследования определяется тем, что проблема формирования концепта подростковой идентичности на материале рассказов М. Кабанбаева до сих пор не составляла предмет специального литературоведческого рассмотрения. В результате делается вывод о том, что литературное наследие казахстанского писателя дает широкие возможности для психоаналитического подхода к художественному тексту, позволяет эффективно использовать ресурс интроспективного анализа и прием имаготерапии в деле воспитания у подрастающего поколения высокой степени духовности, чувства любви к родной природе, своему дому и бережного отношения к национальным устоям и традициям.   Все это в комплекте становится основой для формирования концепта позитивной идентичности в сознании молодого человека, гражданина Казахстана, который глубоко осознает свою личностную причастность к настоящему и будущему своей страны.             

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2023-06-20

Как цитировать

Абишева, С., Касымжанова, М., & Ломова, Е. (2023). ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТА ПОЗИТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Keruen, 79(2). https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.2-06

Выпуск

Раздел

Статьи