ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТА ПОЗИТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.2-06Ключевые слова:
Ключевые слова: транзитивность, рассказ, литература, нарратив, идентичность, имаготерапия, идентификация.Аннотация
В предлагаемой статье исследуется проблема формирования личностной идентичности на материале художественной литературы. Этот процесс включает в себя стадию восприятия литературного текста, траекторию его идентификации, фактор транзитивности, а также создание обобщенного типа положительного героя и образа своего идеального «я». В работе произведен анализ основных исследований, касающихся концепта идентичности – категории психологии и социального феномена, который рассматривается в трудах У. Джеймса, А. Краппмана, М. Ватермана, Ю. Хабармасса, Ф. Франка и других ученых, специализирующихся в этой области. Целью исследования является попытка анализа процесса формирования позитивной подростковой идентичности, а также предлагается методика его реализации на материале художественной прозы Марата Кабанбаева, которая изначально была ориентирована на юношескую читательскую аудиторию. Актуальность избранной темы определяется принципом гуманизации, заложенный в основу образовательной системы республики Казахстан. Исходя из концепта формирования позитивной идентичности, учитель литературы получает возможность его реализации с опорой на истинные национальные и морально-нравственные ценности казахстанского сообщества. Научная новизна предлагаемого исследования определяется тем, что проблема формирования концепта подростковой идентичности на материале рассказов М. Кабанбаева до сих пор не составляла предмет специального литературоведческого рассмотрения. В результате делается вывод о том, что литературное наследие казахстанского писателя дает широкие возможности для психоаналитического подхода к художественному тексту, позволяет эффективно использовать ресурс интроспективного анализа и прием имаготерапии в деле воспитания у подрастающего поколения высокой степени духовности, чувства любви к родной природе, своему дому и бережного отношения к национальным устоям и традициям. Все это в комплекте становится основой для формирования концепта позитивной идентичности в сознании молодого человека, гражданина Казахстана, который глубоко осознает свою личностную причастность к настоящему и будущему своей страны.