Поэтика портрета в творчестве Калихана Искака

Поэтика портрета в творчестве Калихана Искака

Авторы

  • Еркингуль Солтанаева Әл-Фараби атындағы ҚазҰУ

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.1-13

Ключевые слова:

портрет, перцептивный образ, характер, символическое значение, метафорическая мысль

Аннотация

Аннотация. В статье рассматриваются виды и функции литературного портрета на примере творчества Калихана Искака. Выделяются такие черты, как восточный метафоризм, характерный для портретной характеристики писателя, индивидуальные детали, позволяющие зрительно представить читателю портретную особенность образов. В большинстве портретов К. Искака обнаруживается тесная связь внешнего облика и внутреннего характера. В некоторых произведениях писателя индивидуальность в портретном изображении героя становится его постоянной характеристикой, иногда некоторые портретные черты в изображении образов перерастают в синекдохические названия.

В романе «Аксу-жер жаннаты» люди, встретившиеся с главным героем, с иронией спрашивают о здравии его отца «Все ещё воняет одеколоном?». Это высказывание порождает сомнительные мысли в голове сына. Повторяющиеся мотивы, вызывают читательскую интригу, побуждают главного героя к проведению собственных расследований.

С помощью казалось бы незначительной детали используемой при создании ольфакоторной образности в портретной зарисовке автор создает некий символ. Запах одеколона завораживает читателя, интригует, автор акцентирует внимание читателя на слове одеколон. Таким образом раскрывается подтекст данного символа в авторской рецепции. Получается что, одеколон – это знак, символ. То есть, в обыденном смысле "одеколон" должен  благоухать, но напротив, в романе это слово приобретает абсолютно противоположное значение. Это связано с самой сложной драматической и ужасной ситуацией в истории казахского народа и оказывается, что участники и виновники этой кровавой расправы с помощью одеколона хотели перебить запах крови на своих руках. Одеколон выступает в качестве некой маски, т. е. этот символ намеренно используется писателем как средство, используемое для сокрытия  зловонности слова, неправого дела,  внутренней нечистоты мыслей персонажа. Таким образом, определяется метафорический смысл подтекста. Есимхан использует одеколон для маскировки, для мимикрии, для сокрытия  мерзостного запаха своих ужасных деяний.

В заключительной части статьи приведены следующие выводы: в портретном изображении узнаваем и индивидуальный стиль писателя, что делает его одним из принципов стиля авторского повествования, происходит его постоянная эволюция;  в творчестве К. Искака мы не наблюдаем определенного портрета; писательские портреты отличаются разнообразием используемых приемов: как полное описание внешности героя, так и акцент на сразу бросающийся в глаза признак; обращение к портретной характеристике в разных ситуациях, дополнение с различных ракурсов; оценка особенностей лица и тела глазами других персонажей. Характерной особенностью творчества писателя в создании портретной характеристики является внесение в него символического значения, предметного и семиотического символического значения.

Ключевые слова: портрет, перцептивный образ, характер, символическое значение, метафорическая мысль.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2022-03-15

Как цитировать

Солтанаева, Е. (2022). Поэтика портрета в творчестве Калихана Искака : Поэтика портрета в творчестве Калихана Искака . Keruen, 74(1), 170–179. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.1-13

Выпуск

Раздел

Статьи