ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДЕТАЛИ В ФИЛЬМЕ И СЦЕНАРИИ «СЛЕДЫ УХОДЯТ ЗА ГОРИЗОНТ»: ДРАМАТУРГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФОТОГРАФИИ
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.1-22Ключевые слова:
литературный сценарий, художественный деталь, режиссерский сценарий, художественный фильм, драматургическое значение фотографии, образ героя, художественная структураАннотация
В данной статье проводится исследование понятия «художественная деталь», и ее роль в структуре произведений искусства, в том числе кинематографа. Художественная деталь играет значительную роль в литературе и искусстве, в том числе драматургии кинопроизведений. В этой связи возникает необходимость пристального внимания к данному вопросу, с учетом широты драматургической функции детали, ее роли в раскрытии не только темы и идеи произведения, но и образа героя. Также известно, что художественная деталь имеет огромное значение в отражении взаимосвязи внутреннего и внешнего мира героя, в раскрытии содержания не только определенной сцены или эпизода, но даже целого произведения. В статье подробно рассматривается драматургическое значение фотографии, как одной из важных художественных деталей в сценарий и фильме «Следы уходят за горизонт» (1964, автор сценария: Аким Тарази, режиссер: Мажит Бегалин). Автор статьи анализирует фотографию во всех вариантах литературного сценария («Жанарымда – Шолпан жулдыз» / «Вижу Венеру», «Жазира», «Тулпар»), обращает внимание на ее роль и драматургическое значение в раскрытии образа героя. Детально анализируется – насколько изменилось драматургическое значение фотографии сценария в художественной структуре фильма. А также в статье рассматриваются драматургические функции фотографии, такие, как фабульная, психологическая, смысловая и метафоричная деталь.