ОБРАЗЫ СТАРУХИ (ЖАЛМАУЫЗ) И ВЕДЬМЫ В КАЗАХСКИХ ЭПОСАХ И ПРОЗОВОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2025.3-09

Ключевые слова:

фольклор, Жалмауыз-кемпир, Мыстан-кемпир, эпос, сказка, текст, жанр

Аннотация

Статья посвящена исследованию демонологических персонажей казахского фольклора, в частности образов Жалмауыз-кемпир и Мыстан-кемпир, функционирующих в эпических поэмах и прозаических сказках. В качестве материала анализа привлекаются тексты древних, классических и исторических эпосов («Куламерген, Жоямерген», «Мунлык-Зарлык», «Дотан батыр», «Алпамыс», «Орак батыр»), а также сказочные нарративы («Ер Тостик», «Куланайжаркин», «Ханшентей», «Еркемайдар», «Алтын сака» и др.). Особое внимание уделяется генезису указанных образов, их структурным и семантическим особенностям, а также типологическим сходствам и различиям. На основе сравнительного анализа эпических и сказочных текстов, а также с опорой на труды отечественных и зарубежных фольклористов формулируются выводы о том, что данные персонажи возникли не одновременно: образ Жалмауыз-кемпир имеет более архаичные истоки и восходит к общетюркской и в целом алтайской мифологической традиции, тогда как образ Мыстан-кемпир является результатом более поздних культурных трансформаций. Таким образом, демонологические персонажи женского типа в лице Жалмауыз-кемпир и Мыстан-кемпир занимают значимое место в системе образов казахского фольклора, отражая представления традиционного общества о хаотическом и враждебном человеку начале.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2025-09-29

Как цитировать

Набиолла, Н., & Сейтжанов, З. (2025). ОБРАЗЫ СТАРУХИ (ЖАЛМАУЫЗ) И ВЕДЬМЫ В КАЗАХСКИХ ЭПОСАХ И ПРОЗОВОМ ФОЛЬКЛОРЕ. Keruen, 88(3), 140–151. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2025.3-09

Выпуск

Раздел

Литературоведение

Похожие статьи

<< < 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.