ФОЛЬКЛОРНЫЙ СЮЖЕТ В ЖАНРАХ ТРАДИЦИОННОЙ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ КАЗАХСКОЙ МУЗЫКИ
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.3-23Ключевые слова:
фольклорный сюжет,, кюй-легенда,, исполнительская версия,, академические жанры,, композиторская интерпретация.Аннотация
В жанрах казахской традиционной и академической музыки широко представлены
фольклорные сюжеты. Особое место в творчестве деятелей искусства занимают, прежде всего, древ-
ние кюйи, «прошедшие» сквозь время и пространство. Жизненность, многовариантность, музыкальные
особенности, межжанровое, межотраслевое взаимодействие, преемственность, непрерывность «движе-
ния» от поколения к поколению определили основную цель статьи: изучение во времени и простран-
стве проявлений легенды и музыки кюйя «Аксак кулан» в традиционных и академических жанрах. В
соответствии с этой целью в статье отражены междисциплинарные связи (кюйеведение, музыковеде-
ние, искусствоведение, фольклористика, литературоведение). Кюй «Аксак кулан» впервые всесторонне
рассмотрен с точки зрения фольклорного сюжета с целью определения межжанровой, межотраслевой,
межкультурной преемственности, что указывает на научную и практическую значимость и может быть
использовано в научных изысканиях, исполнительском искусстве, композиторском творчестве. На ос-
нове трудов ученых, изучавших казахскую традиционную и академическую музыку, применены ме-
тоды комплексного и сравнительного изучения. Обобщая, подчеркнем: поскольку музыкальный язык
домбрового искусства тесно связан с легендами, то процесс его становления и развития с самого начала
через синтез слова и музыки предопределил новые возможности для сопряжения с другими видами
искусства. При этом домбровая музыка, берущая начало в неразрывной связи с легендой, словом, пред-
ставлена как феномен, непрерывно развивающийся во времени и пространстве, переходящий, помимо
отражения в жесте, в танце, в синтез с жанрами академической композиторской музыки, театральным и
киноискусством, поэзией и прозой.