Синергетические аспекты изучения музыкального наследия казахского народа
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.1-01Ключевые слова:
бифуркация, қобыз, типология, синкретизм, фольклор, флуктуацияАннотация
Резюме. В основе настоящей статьи лежат проблемы изучения музыкального наследия казахского народа, дошедшего до наших времен из глубин многих столетий. Познавательные возможности многих музыкально-культурных явлений, тесно связанных между собой, рассматриваются в рамках синергетической теории.
В процессе изложения материала определенное место отводится герменевтическому анализу ранее обнародованных работ и публикаций, в которых обнаруживаются ошибочные суждения о природе музыкального наследия казахского народа. Это касается исследований, опубликованных в 60 – 80-е годы прошлого столетия, в которых нашли отражение неточные суждения. Все эти вопросы изучены с новой методологической позиции. В процессе разработки темы в научный обиход внедрены такие понятия синергетики, как бифуркация, флуктуация, нелинейность, хаос.
Уделено должное внимание отдельным неверным суждения о хордофонах, которые нашли отражение при изучении музыкальных инструментов казахского народа. В процессе герменевтического анализа определены как познавательные возможности, так и компилятивный характер подобных суждений. Охарактеризованы многочисленные неточности, излагаемые в связи с изучением облика Коркута и кобыза. В целом, методологическую основу настоящей статьи составили познавательные категории синергетики.
Ключевые слова: бифуркация, қобыз, типология, синкретизм, фольклор, флуктуация