СЕМЕЙНЫЙ КОНФЛИКТ В РОМАНЕ УМИТ ТАЖИКЕНОВОЙ «ОСЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ»
DOI:
https://doi.org/10.53871/2078-8134.2025.3-15Ключевые слова:
казахстанская женская проза, семейный конфликт, гендерная динамика, Умит Тажикенова, культурный переходАннотация
В статье исследуется изображение семейного конфликта в романе Умит Тажикеновой «Ось существования» и отражение в нем социокультурных изменений в современном Казахстане. Используя методы феминистской критики и культурной контекстуализации, У. Тажикенова обнаруживает напряжение между поколениями, прослеживает гендерную динамику и проблемы с эмоциональной устойчивостью персонажей. В работе рассматривается, как семейный конфликт служит моделью микрокосма перехода Казахстана от традиционных, укоренённых в кочевой культуре ценностей, к современной глобализированной жизни. Ключевой мотив романа – изображение «оси существования», символизирующей напряжение между стабильностью и изменением. Для старшего поколения она олицетворяет непрерывность и сохранение культурного наследия, тогда как для молодёжи – ограничение, которое она стремится преодолеть в поиске самостоятельности. Этот дуализм подчеркивает культурную гибридность постсоветского Казахстана и универсальность столкновения между традицией и современностью. С позиций феминизма женщины в романе изображаются одновременно ограниченными патриархальными нормами и обладающими силой быть агентами перемен. Женские персонажи, особенно главная героиня, балансируют между сложностями семейных ожиданий и утверждением своей независимости, бросая вызов традиционным гендерным ролям. Этот акцент на женской агентности перекликается с широкой феминистской повесткой, сохраняя при этом уникальный казахстанский контекст. Эмоциональная устойчивость является ещё одной ключевой темой романа, так как персонажи преодолевают семейные разногласия, совмещая личные желания с общественными ожиданиями. Роман раскрывает их психологические переживания, демонстрируя, как стрессоустойчивость становится трансформирующей силой, формирующей идентичность и отношения. При рассмотрении роман У. Тажикеновой «Ось существования» в контексте как казахстанских, так и мировых литературных традиций подчёркивается вклад автора в мировую литературу. Роман объединяет казахстанскую культурную специфику с универсальными антропологическими темами и становится объектом междисциплинарного изучения. Включение данного произведения в вузовские образовательные программы может способствовать межкультурному диалогу и более глубокому пониманию социокультурной эволюции Казахстана.