National in modern composer's work: to the problem of interpreting the song source

Авторы

  • Aklima Omarova M.О. Auezov Institute of Literature and Art

Аннотация

Аннотация. В статье актуализированы отдельные грани проблемы «Композитор и фольклор» на примере фортепианных обработок в музыкально-творческой практике Казахстана разных десятилетий. В опоре на традиции музыкознания в изучении национальных композиторских школ представлен жанр, приобретший в современной культурной ситуации особое и все возрастающее репрезентативное значение. В обращении к произведениям, активно востребованным в сфере музыкального исполнительства, подчеркнута целесообразность опоры на текст народного первоисточника для осуществления адекватной и полноценной интерпретации (исполнительской, музыковедческой и пр.) вне зависимости от меры его переосмысления.

Поскольку наиболее яркие образцы народного и «изустно-профессионального творчества» (Т.Б. Гафурбеков) оказываются проинтерпретированными не единожды, сопоставлены версии разных авторов. С привлечением нотных иллюстраций прокомментирована «череда перевоплощений» общеизвестной народной песни «Камажай». Два ее фортепианных варианта показывают значимость методов варьирования с использованием жанрово-стилевых моделей, привносящих новые смыслы в содержание целого. «Импровизация» (1978) А. Бестыбаева (1959 г.р.) в историческом контексте предстает знаковой с точки зрения своей явной концептуальности. Творческая же фигура самого композитора – демонстрирующей тот духовный потенциал, который будет в последующем еще более убедительно обозначен и раскрыт.

Перспективы изучения категории «Национальное» в ее множественных проявлениях в развитии художественной культуры Казахстана видятся не только в связи с утверждением более широкого теоретического контекста, но и с последовательным введением в научно-исследовательскую практику произведений, документов, фактов, по определенным причинам «забытых» или задействованных не в полной мере [1]. История и традиционные ценности способны актуализировать многоуровневую проблематику, значимую для самоопределения нации на «глобальной карте ХХI века» (Н.А. Назарбаев) через культурные достижения.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2021-08-13

Как цитировать

Omarova, A. (2021). National in modern composer’s work: to the problem of interpreting the song source. Keruen, 71(2). извлечено от https://keruenjournal.kz/main/article/view/9

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)