Сакральная семантика изображений в захоронениях (на примере Мангистауской области)

Авторы

  • Б.И. Нурдаулетова Университет Есенова
  • A.С. Нуржан Ш.Есенов атындағы Каспий технологиялар және инжиниринг университеті

DOI:

https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.3-05

Ключевые слова:

места захоронения, надгробия, петроглифы, фактор адресата, текст, эпитафия, семантическое пространство текста.

Аннотация

Тайна надгробных надписей находится очень глубоко. Ученые считают, что родиной эпитафий считается древняя Греция. Сам термин происходит от греческого ἐπιτάφιος (epitaphios) – что означает «надгробный». Изначально это были слова посвящения, которые произносились у тела солдата, погибшего на войне, позже они стали эпитафиями, выгравированными на их надгробиях. Оставлять надписи об умерших на надгробиях обычай встречающийся в культурах древнего Шумера, Вавилона, Персии, и Египта.

«Книга мертвых» являющаяся первым шагом в письменной культуре содержит «Тексты пирамид», выгравированные на внутренних стенах пирамид, где были захоронены древнеегипетские фараоны, «Тексты саркофагов» на саркофагах Среднего царства, а также погребальные тексты от Нового Царства до истории Древнего Египта. Таким образом, желание человечества писать породило надгробные надписи, связывающие наш мир с загробным миром.

Надписи, оставленные на надгробиях таких известных тюрков, как Бильге-хан Богю, Тоньюкук, Истеми-каган, вероятно, свидетельствуют о самых высоких вершинах жанра эпитафии.

Особенность нашей статьи в том, что изображения на стенах надгробий,  гробниц, и мавзолеев, также рассматриваются как эпитафии и анализируются как священный текст.

Тема присущая тексту, передача информации, коммуникация, языковая и неязыковая коммуникация, познание, эмоция, экспрессия и даже фактор адресата определяются сакральной природой изображений. Имеются историко-этнографические, археологические исследования изображений в захоронениях, однако необходимо изучать надгробные изображения как систематический текст и изучать их в литературном, лингвистическом и когнитивном контексте. Потому что изображения на надгробиях – это целый текст, отражающий мифологические знания древних людей, жизнь общества в более поздние времена, философские и религиозные взгляды на жизнь и смерть.

В статье анализируются определения эпитафии в современном литературоведении, текстологии, взгляды на жанровую природу и текстологические особенности эпитафий.

Сопоставляются надгробные надписи и изображения раннего мира и изображения (петроглифы) более поздних погребений, понятия и познания присущие тюркским народам, их следы, сохранившиеся в традициях казахского народа, объясняются изображениями на надгробиях. Изображения на надгробиях рассматриваются как цельный текст, связанный с фактором адресата.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Б.И. Нурдаулетова, Университет Есенова

Филология ғылымдарының докторы, профессор, Ш.Есенов атындағы Каспий технологиялар және инжиниринг университеті

A.С. Нуржан, Ш.Есенов атындағы Каспий технологиялар және инжиниринг университеті

Шығыстану магистрі, түрік тілінің маманы, Ш.Есенов атындағы Каспий технологиялар және инжиниринг университеті

Загрузки

Опубликован

2022-09-20

Как цитировать

Нурдаулетова, Б., & Нуржан A. (2022). Сакральная семантика изображений в захоронениях (на примере Мангистауской области). Keruen, 76(3), 61–76. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.3-05

Выпуск

Раздел

Статьи